Оскар по-русски: лауреаты и номинанты премии Американской киноакадемии из нашей страны
Премию «Оскар» вручат уже в 92-й раз. За всю историю премии российские киноленты не раз попадали в число номинантов и даже получали золотую статуэтку. Корреспондент «Татар-информ» предлагает вспомнить наших триумфаторов, покоривших Лос-Анжелес.
«Разгром немецких войск под Москвой»: лучший документальный фильм — 1943
Первый фильм из СССР приехал на 15-ю церемонию вручения премии «Оскар» в 1943 году и сразу получил заветную статуэтку.
«Разгром немецких войск под Москвой» был снят по приказу Сталина. Тогда еще маршал хотел создать фильм о победах советских войск на подступах к столице. Режиссерам Леониду Варламову и Илье Копалину дали возможность создать документальное полотно, в их распоряжение поступило 15 фронтовых операторов. Съемочная команда работала прямо на боях сражений, фиксируя на пленку отвагу советских солдат. Каждое утро из прифронтового города машины увозили операторов на поля сражений, чтобы вечером они вернулись с отснятым материалом.
Фильм состоит из 7 частей: от выступлений Жукова и Парада на Красной площади 7 ноября 1941 года до идущих в атаку красноармейцев и демонстрации трупов немецких солдат.
«Война и мир»: сила Толстого, помноженная на Бондарчука
Советская картина удостоилась премии Американской киноакадемии спустя почти тридцать лет после предыдущего успеха. Грандиозная экранизация романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» в 1969 году покорила не только советского, но и мирового зрителя. Оскар за лучший иностранный фильм получил режиссер Сергея Бондарчук.
Четырехсерийное полотно считалось единым. Работа над фильмом велась около семи лет, из них три года снимали серию «1812 год». Для фильма собрали «звездный» актерский состав: Вячеслав Тихонов, Людмила Савельева и сам Бондарчук.
Режиссер, чтобы соответствовать книжному Пьеру Безухову поправился на 10 килограмм. Полсотни музеев страны предоставили для фильма свои коллекции, чтобы герои и обстановка соответствовали эпохе. Изготовили 9 тыс. костюмов, точные копии наград, вооружение, телеги и даже 200 тыс. пуговиц.
«Дерсу Узала»: фильм о настоящей мужской дружбе
От всем известного творения Бондарчука переходим к менее популярному фильму. Двухсерийный полный метр русско-японского производства «Дерсу Узала» победил в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в 1976 году.
Кинолента о русском ученом Арсеньеве и таежном охотнике Дерсу Узала, которые, случайно познакомившись, стали лучшими друзьями. С тех пор Дерсу всегда сопровождал Арсеньева в его путешествиях по Уссурийской тайге, был его верным напарником и проводником. Их экспедиция полна опасных приключений, мудрых мыслей, честности и преданности.
«Москва слезам не верит»: народный фильм, который поняли в Америке
Каждому знакомы фразы «О, какие люди, и без охраны!», «Иногда такую глупость услышишь, а оказывается — точка зрения», «Все в Москву лезут, будто она резиновая», «В 40 лет жизнь только начинается». Не трудно догадаться, что речь о фильме «Москва слезам не верит». Картина стала триумфатором премии «Оскар»-1981.
Режиссер Сергей Меньшов, не подозревая того, снял довольно феминистическую ленту, опередив тренд на показ в кадре сильных женщин сорока лет. Изначально сценарий фильма был совсем другим, режиссеру пришлось самому его переписывать. И актеры не особо рвались сниматься в ленте, один за другим отказывая Меньшову в съемках. Однако, преодолев все трудности, картина стала поистине народной.
«Утомленные солнцем»: триумф Никиты Михалкова
Классика отечественного кинематографа — «Утомленные солнцем». В 1995 году фильм получил премию Американской академии кинематографических искусств и наук. Фильм о репрессиях и Советской власти для 90-х годов — классика жанра. Но немногие удостоились таких наград, как история о комдиве Котове, снятая Сергеем Михалковым. Сильная и реалистичная картина была тепло принята во всём мире, она считается одним из лучших фильмов 90-х.
Съемки жарких июльских дней проходили в середине ноября, когда температура периодически опускалась до минусовых отметок. Художники и декораторы создавали искусственную зелень, листву на голых деревьях, осветители усиливали скудное ноябрьское солнце для эффекта яркого летнего света. Актеры полоскали рот холодной водой, чтобы в кадре не было видно идущего изо рта пара.
«Старик и море»: нарисованная повесть Хемингуэя
Мультфильм по повести Эрнеста Хемингуэя с одноименным названием «Старик и море» в 2000 году взял «Оскар» как лучший короткометражный мультипликационный фильм.
Создатель Александр Петров два с половиной года работал над произведением редкой красоты. Характерной особенностью творчества мультипликатора была техника «ожившей живописи», он рисовал на стекле масляными красками кистью и пальцами. «Старик и море» стал первым в истории анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAX.
Еще не победитель, но уже номинант
Не всем картинам суждено взять главную награду американской Киноакадемии. В России много фильмов и мультипликационных картин, которым не хватило одного шага до заветной статуэтки.
Киноленту «Братья Карамазовы» выдвинули на премию в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в 1970-м, на следующий год после триумфа «Войны и мира». Но экранизация романа Федора Достоевского проиграла в гонке за награду политическому детективу «Дзета» из Алжира.
Фильм «Чайковский» стал номинантом в двух категориях «Оскар»-1972: «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая запись песен к фильму, адаптация партитуры». Биографический фильм, рассказывающий о жизни композитора Петра Чайковского, с Иннокентием Смоктуновским в главной роли ни одной статуэтки не получил.
Классика советского военного кинопроизводства — «А зори здесь тихие». Лента об отважных девушках-добровольцах и их старшине Васкове. Мало, кто знает, но фильм Станислава Ростоцкого претендовал на «Оскар» в 1973 году, но статуэтка улетела во Францию.
Еще одна лента режиссера Ростоцкого была номинирована на «Оскар» в1979 году. Одна из самых пронзительных кинолент Советского Союза «Белый Бим черное ухо» о человеческой жестокости и собачей преданности не стала лучшим фильмом на иностранном языке. Советскому режиссеру опять помешали французы.
Фильм про баланс между работой и семьей «Частная жизнь» был номинирован в 1983 году. Лента о ценностях жизни и приоритетах, в которой карьерист на пенсии сталкивается с непониманием своих близких людей «Оскар» не получила. Но проблемы, поднятые в картине, актуальны до сих пор.
«Военно-полевой роман» от режиссера и сценариста Петра Тодоровского. Лента о вновь вспыхнувшей, почти забытой военной любви в 1985 году на 57-й церемонии вручения премии «Оскар» осталась в числе номинантов. Награда улетела в Швейцарию за кинодраму о шахматной игре между представителем СССР и игроком, сбежавшим в Швейцарию из страны Советов, — «Диагональ слона».
Мультфильм «Корова» уже знакомого нам Александра Петрова мог получить «Оскар» в номинации лучший короткометражный мультипликационный фильм в 1990 году. За 10 лет до мультфильма-триумфатора «Старик и море» режиссер уже пробовал покорить премию с анимированным в технике «живопись по стеклу» рассказом Андрея Платонова «Корова». Мультфильм-воспоминание мальчика о его благодарности обычной корове.
Первая попытка Никиты Михалкова покорить американскую киноакадемию была в 1993 году. Режиссер получил свою первую номинацию на «Оскар», взяв в основу сюжета анекдотическую ситуацию о том, как степной монгол поехал в город за средствами предохранения. Фильм «Урга: Территория любви» — произведение искусства, насыщенное добротой, проповедующее терпимость и понимание между народами.
«Кавказский пленник» — фильм Сергея Бодрова старшего был номинирован на премию «Оскар» в 1997 году, как лучший фильм на иностранном языке. Действия фильма происходят во время Первой чеченской войны. Двое российских военнослужащих, прапорщик Саня и рядовой Иван, попадают в плен. Великолепная актерская игра Олега Меньшикова и Сергея Бодрова младшего вместе с неповторимым режиссерским взглядом создали славу фильму на непростую военную тему.
В год триумфа «Титаника», который получил 11 статуэток, в номинации «Лучший иностранный фильм» была представлена российская лента «Вор». Действие фильма происходит в 50-х годах 20 века, Павел Чухрай отлично передал нравы и атмосферу того времени. Но «Оскар»-1998 в этой номинации уехал в Нидерланды.
В том же году мультфильм Александра Петрова «Русалка» не смог получить «Оскар» в номинации лучший анимационный короткий метр. Произведение о монахах и речной русалке, нарисованный на стекле, проиграл четырехминутной картине «Игра Джери» студии Pixar.
Следующим номинантом на «Оскар» от режиссера Сергея Михалкова стал фильм «12». История совета суда присяжных для молодого чеченца, которого обвиняют в убийстве приемного отца-офицера русской армии, воевавшего в Чечне. В 2008 году фильм попал в список номинантов, но вторую статуэтку Михалков не получил.
С лентой «12» соперничал фильм русско-казахского производства «Монгол». Режиссером картины выступил Сергей Бодров старший. Картина о жизни основателя Монгольской империи Чингисхане. «Монгол» стал первым фильмом-номинантом от Казахстана за всю историю «Оскара», но лишь номинантом.
2008 год был богат на номинации премии Американской киноакадемии. Очередной мультфильм Александра Петрова «Моя любовь» остался без статуэтки за лучшую короткометражную анимацию. Сценарий картины основан на романе Ивана Шмелёва «История любовная» о первых чувственных переживаниях молодого гимназиста Антона. В кадре отлично показана купеческая Москва 19 века.
В следующем году в той же номинации был представлен российский мультипликационный фильм «Уборная история — любовная история» режиссера Константина Бронзита. Самая обычная история любви, происходящая в самом неприспособленном для этого месте — общественном туалете. Добрый и смешной мультик обязателен к просмотру романтикам с чувством юмора. Короткометражка «Оскар» не получила.
Нашумевший «Левиафан» Звягинцева мог получить «Оскар» в 2015 году. История обычного русского человека из маленького городка на севере России. Мэр города Шевелят пытается изъять дом и землю автослесаря Николая Сергеева для собственных нужд. Но это далеко не единственная проблема, возникающая у Николая. Фильм о России без прикрас остался без золотой статуэтки.
Следующая попытка забрать статуэтку в Россию режиссера Константина Бронзита была в 2016 году. Мультфильм «Мы не можем жить без космоса» о двух друзьях, которые мечтают о полете в космос и делают все для достижения своей цели. Но «Оскар» за лучший короткометражный мультфильм Бронзит опять не получил.
Последним номинированным фильмом от России был «Нелюбовь» в 2018 году. Лента о потерянном мальчике, про которого из-за развода и новых проблем забыли родители, и он решил исчезнуть сам. Фильм показал, что такое нелюбовь и каково ее ощущать. Драма не получила «Оскар» в категории лучший фильм на иностранном языке. Ее обошла картина «Фантастическая женщина» из Чили.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев