«Водка и медицинская повязка не спасут от COVID-19»: замминистра здравоохранения о коронавирусе
Ситуация с пандемией коронавируса набирает новые обороты. На данный момент в мире зафиксировано почти 200 тысяч случаев заражения, а накануне стало известно о первом случае в Татарстане.
О том, какие меры принимают в республике и как не стать жертвой опасного заболевания, рассказал заместитель министра здравоохранения РТ – начальник Управления здравоохранения исполкома Казани Владимир Жаворонков.
Санитарно-эпидемиологическая комиссия при Кабмине и штаб при Минздраве: как в РТ контролируют ситуацию с коронавирусом
Пресс-служба РКБ
Владимир Владимирович, какие меры на данный момент принимаются в Татарстане, чтобы не допустить распространения коронавируса?
В первую очередь стоит отметить, что в республике был создан штаб – санитарно-эпидемиологическая комиссия при Кабинете министров. Ее возглавила Лейла Фазлеева. Там все очень четко отработали именно на уровне межведомственного взаимодействия. Это был принципиальный момент, чтобы все (министерства, Роспотребнадзор, Минздрав, поставщики) сели вместе и начали прорабатывать варианты, как можно подготовиться к разным развитиям ситуации.
Минздрав пошел дальше и создал Штаб по противодействию распространения коронавирусной инфекции. Мы сегодня с вами находимся в ситуационном центре, который как раз создан для таких целей и должен вести оперативную работу на уровне ведомства. Штаб создан по указу министра Марата Садыкова, а возглавил его первый замминистра Альмир Абашев.
Буквально сегодня здесь проходило заседание, где мы проговаривали, как отрабатывать ту или иную ситуацию, определяли, что делать, как взаимодействовать с социумом, какие меры проводить на уровне каждой поликлиники, каждой больницы, какие койки разворачивать и т.д.
Какие конкретно решения были приняты на этом заседании?
В части взаимодействия с социумом было принято решение усилить нашу активность с точки зрения общения, разъяснения населению. Есть гипотеза, которая говорит о том, что население переживает не от страха, а от недостатка информации. Появляются никому не нужные вбросы о том, что где-то нашли вирус в огромных количествах.
Мы также совместно решили проработать вопрос по запасам медицинских учреждений. Сейчас мы перераспределяем коечный фонд на базе городской больницы № 2 – всего там будет обеспечено 163 койко-места. То есть предпринимаются все предусмотрительные усилия с точки зрения того, как нам развернуться, если вдруг нам понадобится дополнительная мощность помимо РКИБ.
«Не стоит говорить о коронавирусе как о ситуации, которая изменила наш мир»
Как пациентов проверяют на возможное содержание коронавируса в организме?
Мы берем анализ, опускаем в специальную среду и отправляем в Центр гигиены и эпидемиологии РТ в Казани. Результаты приходят примерно в течение суток. На заре всей этой мировой истории – когда коронавирус только начал распространяться – это делали только в Новосибирске. Сейчас же каждый регион получил возможность проводить такие анализы.
Как нам стоит относиться к коронавирусу? Уже можно паниковать или все же стоит сохранять спокойствие?
На самом деле к коронавирусу надо относиться очень спокойно – это обычное инфекционное заболевание, просто на данный момент с неясной, неизученной структурой. Почему сейчас в мире царит паника? Чего население боится больше всего? Неизвестности. Более того, та статистика, которая существует на данный момент по смертности от коронавируса, – 3,7% – это очень небольшой процент с точки зрения отношения социума к этому. Поэтому говорить о том, что это что-то из ряда вон выходящее, я бы не стал.
Более того, подавляющее большинство случаев проходит в легкой форме, очень небольшой процент заболевших входит в тяжелую форму, когда пациент получает осложнения. Но ведь и осложнения тоже есть совершенно разные: 76% – это пневмонии, которые в зависимости от степени могут быть с успехом вылечены; 1% – септический шок, вот это уже очень серьезная история.
Я думаю, что говорить о коронавирусе как о ситуации, которая изменила наш мир, мы сейчас не можем. По моему мнению, через какое-то время он встанет в один ряд с обычными вирусами, мы будем правильно шифровать его в хорошем смысле слова, а не прятать его под знаком ОРВИ.
Вы сказали, что у многих пациентов с коронавирусом в тяжелой форме наблюдается пневмония. Насколько она отличается от обычной пневмонии, не являющейся последствием нового вируса?
Она проходит атипично, именно поэтому таким больным часто бывают необходимы аппараты искусственной вентиляции легких. Мы ситуацию с аппаратами ИВЛ по РТ проанализировали, у нас есть четкое понимание того, сколько их может понадобиться и в каком количестве они есть.
Владимир Владимирович, вы уже упомянули про оснащение койко-мест, про необходимые средства лечения, а хватит ли в Татарстане докторов в случае распространения вируса?
Эпидемиологи – это те люди, которые держат всю систему, архитектуру борьбы с коронавирусом. В республике абсолютно точно хватает и врачей, и оборудования, причем эти показатели мониторятся довольно серьезно. Надо отдать должное и нашим ректорам медицинских вузов: все оперативно собрали штабы в своих вузах и готовы по просьбам системы здравоохранения предоставлять ординаторов, кафедральных сотрудников, и это вопрос сиюминутного реагирования.
«Коронавирус не является из ряда вон выходящим событием»
В случае если человек общался с теми, кто недавно вернулся из-за рубежа и обнаружил у себя симптомы, предположительно указывающие на коронавирус, куда он должен обратиться?
В случае если вы общались с другим человеком, который выезжал за границу и у него есть признаки заболевания, а также любой гражданин, который приехал из-за рубежа, должен находиться под медицинским наблюдением около 14 дней. Если коронавирус был подтвержден, то человека помещают в инфекционные боксы в РКИБ. Более того, всех, кто с ним контактировал, мы обследуем и также берем под меднаблюдение.
Если же человек приехал из Москвы или другого российского города и почувствовал недомогание, то с большей вероятностью у него будет зафиксировано ОРВИ. Поэтому он идет в поликлинику, там ему ставят степень тяжести и прописывают лечение, но в любом случае у него также берут анализы на коронавирус и на грипп. Также в некоторых случаях врачи выезжают на дом, как и раньше.
К чему стоит готовиться Татарстану? Есть ли какая-то серьезная угроза для республики? На данный момент зафиксирован один случай заболевания коронавирусом. Может ли количество таких пациентов резко вырасти или вы уверены в обратном?
Я был бы крайним непрофессионалом, если бы с уверенностью сказал об этом. Тенденция, которую показал весь мир и система здравоохранения, эту уверенность развенчали. Здесь надо смотреть через другую призму. Гриппом, ОРВИ в год заболевает очень много людей. Коронавирус тоже не является из ряда вон выходящим событием, то есть этой вирусной инфекции также подвержены многие.
Но стоит заметить, что огромных показателей смертности мы не наблюдаем. Более того, у большинства вирус проходит в легкой форме. Да, действительно надо приглядывать за гражданами зрелого возраста, потому что статистика наших зарубежных партнеров говорит о том, что именно эта группа имеет повышенные риски. Показатель заболеваемости не является показателем кризиса в обществе с точки зрения здоровья.
Коронавирус в РТ зафиксирован у одного человека. Какое лечение ему оказывают, какие меры в отношении него принимают?
У пациента нет температуры, его состояние удовлетворительное, самочувствие хорошее. Он будет находиться на лечении в РКИБ в течение 14 дней. Если все будет хорошо, после этого он будет выписан. Лечение, которое ему прописано, больше симптоматическое.
О том, какие препараты он принимает, мы не будем говорить, иначе большая часть населения будет заниматься самолечением. У пациента регулярно будут брать анализы, смотреть за его состоянием, с невылеченным заболеванием его никто не будет выпускать в социум.
Только когда мы будем готовы сказать, что пациент вылечен, а также два анализа на коронавирус с разницей в один день покажут отрицательный результат, тогда мы его выпишем.
«При передаче от человека к человеку вирус мутирует, его степень воздействия снижается»
Пресс-служба РКБ
Владимир Владимирович, коронавирус – это все-таки сезонное заболевание и через некоторое время о нем все забудут или же ситуация будет развиваться ровно наоборот?
Я подозреваю, что раз вирус выявили, то он будет, на него точно будет разработана вакцина в ближайшее время. Вообще существует 42 подтипа коронавируса, он известен с 1937 года, а этот просто новый.
Мировые эксперты говорят, что пандемия может охватить население Земли на многие месяцы или даже годы. Если не предполагать усилий, то заболеть может около 60–70% людей. Вы согласны с этим утверждением?
Смотрите, в Китае каждый день заболевает примерно по 100 человек, количество смертей там градиентно снижается. Вирусологи говорят, что при каждой передаче вирус претерпевает какую-либо мутацию, изменения. Есть гипотеза о том, что степень воздействия вируса на человека на данный момент несколько снижается.
Вы говорили о том, что пожилые люди входят в группу риска. А больные ВИЧ и СПИДом тоже туда относятся?
Они в принципе сами по себе группа риска из-за сниженного иммунитета. Мы говорим это по принципу доказательной медицины: сейчас в России пул заболевших, к счастью, небольшой, и мы основываемся на данных зарубежных коллег. На данный момент от них нет такой информации.
Мы сейчас считаем математическую модель, взяв за основу то, что происходит в Испании, Италии и других странах – рост по экспоненте и количеству осложнений. Мы пытаемся выявить, сколько потенциально будет зараженных в той или иной основной группе и сколько может быть осложнений.
Периодически появляется информация о рецидивах коронавируса у пациентов. Получается, что иммунитет к нему не вырабатывается?
Да, мы слышали такую информацию. Здесь есть несколько версий. Первая – официальная версия, что исследования пока нет. Опять-таки, о вопросах выработки иммунитета мы сможем говорить только после того, как проведут необходимые исследования. Есть версия наших зарубежных коллег, что в первый раз пациенту просто неправильно установили диагноз и результат на коронавирус на самом деле был отрицательным.
Можно ли заразиться коронавирусом от домашних животных?
Можно предположить такое развитие событий, учитывая, что первый случай был зафиксирован в Китае на рынке, где продавали животных.
«Важно соблюдать спокойствие и правила личной гигиены»
Как же все-таки нам защититься от коронавируса? Спасет ли от него медицинская маска?
Медицинские повязки работают около двух часов. Если с одной и той же повязкой ходить двое суток подряд, то это действительно бессмысленная история. Есть также люди, которые ходят по улице с маской, это непонятно для чего делается. Если вы на улице надеваете маску, то вы заражаете себя.
Защитит ли от коронавируса алкоголь?
Официально специфических только для COVID-19 способов лечения не существует. Именно специфических. Все методы лечения и профилактики тождественны методам лечения и профилактики вирусов. Поэтому говорить о том, что от COVID-19 водка помогает, – это ерунда.
По информации в СМИ, первым добровольцам в Америке уже вкололи вакцину.
Вполне допускаю это. Понимаете, если мы сейчас будем делать лекарство, не обеспечивающее безопасность наших пациентов, то это уже совсем другой коленкор, и тут уже вопрос будет не в лечении COVID-19, а в том, что это такое на рынок вышло, что приносит больше вреда, чем пользы.
Поэтому строжайший контроль фарминдустрии позволяет нам выводить именно безопасный продукт на рынок. И нам надо, чтобы он был безопасным. Для этого должно пройти время.
Сейчас же важно просто соблюдать спокойствие, выполнять все правила, которые устанавливаются, личную гигиену, убираться дома и соблюдать дистанцию при общении с другими людьми. Также мы советуем не увлекаться поездками, но говорить о том, что поездка в транспорте равна заражению коронавирусом, – неправильно.
Можно ли сказать, что вирус сезонный и высокая температура окружающей среды его угнетает?
Да, это правда, вирусы угнетаются при высокой температуре. Поэтому если мы представим ситуацию, что коронавирус равен любому другому вирусу, то да, мы можем говорить о том, что летом он затихнет. Но для того, чтобы это подтвердить, давайте посмотрим – один сезон пройдет, и увидим.
Правда ли, что вирус природный, а не искусственно выдуманный в лабораториях? Можно ли это доказать?
Очень много дебатов по этому поводу. Через какое-то время вам ученые однозначно дадут ответ, искусственный он или настоящий. Это вопрос времени, однозначно. Вообще структура вируса обычно дает понимание, из чего он состоит и откуда возник.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев