Экологическое воспитание дошкольников: как прививать любовь к природе с детства
В настоящее время вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если мы в ближайшем будущем не научимся бережно относиться к природе, то мы погубим себя.
А для того, чтобы это не случилось, надо начинать экологическое воспитание с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства у ребёнка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Произойдет это, только если мы, взрослые, воспитывающие ребенка, начнем понимать общие для всех людей проблемы и беспокоится по их поводу, показывать своим детям прекрасный мир природы, помогать наладить взаимоотношения с ним.
Наш Бирюлинский детский сад «Белочка», окружённый лесным массивом, находится в красивом месте. Территория детского сада большая и требует постоянного ухода. Наш дружный коллектив любит трудиться и воплощать свои идеи по оформлению территории.
На территории детского сада мы создали экологически игровые площадки, беседки, где ребята не только изучают природу, но совмещают с ней свои знания по литературе, математики и окружающему миру.
Огород в детском саду является одним из условий для осуществления экологического воспитания детей. Кроме того, это еще и возможность увидеть результат своей работы, оценить свой труд. Немаловажным условием является и создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность организовать различные виды трудовой деятельности.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями – это, прежде всего, развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Ежегодно вместе с детьми и их родителями мы высаживаем в наш огород овощи. Для того, что наши воспитанники могли наблюдать, как они растут, и была возможность ухаживать за ними.
Одним из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение за объектами и явлениями в живой природе.
Экологическая тропа, созданная на территории нашего детского сада, выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Совместная работа детей, родителей и педагогов на экологической тропе оказывают особое эмоциональное воздействие на дошкольников и помогают по-новому посмотреть на окружающий мир.
Главная задача тропы – пробудить у ребенка любовь к природе. На экологической тропе дети могут глубже и на наглядной основе изучать, беречь и любить природу. Через тропу наши дети учатся оценивать воздействие человека на природу. Через тропу воспитывается экологическая культура поведения детей как часть общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, могут далеко не все. Поэтому уже сейчас важно воспитывать у наших детей ответственное отношение к природе. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. В нашем детском саду мы выращиваем цветы, которые помогают нашим воспитанником соприкоснуться с природой, лучше узнать ее и увидеть красоту.
Животный мир является составной частью природной среды. Воспитанники нашего детского сада любят наблюдать и ухаживать за маленькими друзьями нашей природы. На территории нашего учреждения развешаны скворечники для птиц и кормушки для белочек.
В работе с педагогическими кадрами в вопросах экологического воспитания мы уделяем большое внимание.
За последний период был изучен, обобщён и представлен опыт педагогов. Наши педагоги распространяют свой педагогический опыт через открытые просмотры, выступления на методических объединениях и семинарах.
На базе нашего учреждения прошел республиканский семинар по проблеме «Экологическое образование и формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста». В работе семинара принимала участие сотрудник ГПЛЗ «Чулпан» Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам Резеда Рафисовна Фатихова.
Семинар был открыт хореографической композицией «Цветная Планета». В практической части семинара участники просмотрели открытые занятия в татарской (разновозрастной) и в средней группах. Перед детьми стояла задача помочь сказочным героям – Осени и Матушке-природе. Дети татарской группы узнали, почему осенью опадают листья, проводили экспериментальные опыты, решали математические задачки, связанные с природным явлением. Ребята средней группы выполняли интересные задания в центрах, делали брелочки из эпоксидной смолы, изготавливали счеты из природного материала. В мастерской по изготовлению тарелки из полимерной глины с отпечатками растений изготавливали тарелочки.
С детьми подготовительной группы воспитатели показали так шоу «Сто к одному». Две команды «Калинка-малинка» и «Ложкари» отвечали на вопросы, связанные с окружающей природой и животными. Между раундами были музыкальные паузы. Команды исполняли задорные народные песни и играли на народных инструментах.
Вторая часть семинара была посвящена пленарной части. Педагоги обменивались педагогическим опытом через мастер-классы, квест-игру и презентовали свою работу в данном направлении.
В рамках семинара была организованна выставка методических пособий. А также проходила акция «Лапа ПОМОЩИ» по сбору корма для собак из приюта. Акция в нашем учреждении проходит второй год, и наши родители активно участвуют в ней.
Педагоги нашего детского сада печатаются в газете «Высокогорские вести» и публикуют свои разработки на педагогических сайтах, в сетевом и издании по экологическому направлению. Принимают участие в научно-практических конференциях, конкурсах.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание экологически грамотного человека.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых: родителей, воспитателей. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую, положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Родители наших воспитанников приняли участие в изготовлении кормушек, скворечников для птиц, которые мы с детьми развешивали в зимний период на территории детского сада. Проходят родительские собрания, открытые показы образовательной деятельности, где родители могут окунуться в мир детства через нетрадиционные методы рисования с помощью природного материала. Вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность является одним из условий успешности функционирования учреждения.
Одним из основных направлений взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников является педагогическое партнерство, когда объединяются усилия педагогов и родителей в воспитании детей, создаются условия для их самореализации. Родители привлекаются к организации совместных проектов, акций, субботников. Субботник – это одна из форм, способствующая созданию условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка.
Ежегодно в нашем учреждении проходят акции по сбору макулатуры, использованных батареек. Родители наших воспитанников участвуют в акции «Эко-весна».
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Работа педагогов нашего детского сада по организации экологического воспитания детей позволяет полностью обеспечить целостность воспитательно-образовательного процесса и гарантирует разностороннее полноценное развитие ребенка, формируя у него такие важные качества, как инициативность и самостоятельность.
Роза Садриева
#ЭкологическоеВоспитание #ДошкольноеОбразование #ДетскийСадБелочка #БирюлинскийДетскийСад #ЭкологическаяКультура #ПриродаИДети #ЭкологическаяТропа #ВоспитаниеЛюбвиКПрироде #ЭкологияДляДетей #ДошкольнаяПедагогика #ЭкоВоспитание #ОбразованиеРТ #ДетскийСадТатарстан #ЭкологическиеПроекты #РаботаСРодителями #ЭкологическоеОбразование #ПриродоохранноеВоспитание #ЭкоПрактики #УстойчивоеРазвитие #ЭкологияВДетскомСаду
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев