Так закалялась сталь...
Нияз Маликов родился 1 сентября 1940 года в деревне Каракуль Дубъязского района ТАССР пятым ребенком в семье.
Когда началась война, ему не было еще и года. Отца Малика Валиева 12 ноября 1941 года призвали на фронт. Нияз абый совсем его не помнит.
– Мама о нас заботилась, поэтому я и не ощущал отсутствия отца. Она рассказывала, как однажды мы шли с ней по деревне, она держала меня за руку, а я ей говорил: «Вот говорят папа-папа, зачем папа нужен, когда мама есть». Мама часто вспоминала этот случай и плакала, – рассказывает Нияз абый.
Их отец – отец пятерых детей погиб у поселка Дымер недалеко от Киева. Спустя 70 лет могилу отца отыскали. Он похоронен в братской могиле населенного пункта Дымер. На мемориальной доске высечены имена 128 погибших, в том числе их отца.
– До 2022 года я держал связь с двумя жителями этого поселка. В День Победы они клали цветы на могилу отца. Приглашали на встречу, жаль после событий 2014 года мы уже не смогли туда съездить.
Я плохо помню годы войны, а вот голод и холод не забывается. Помню, однажды у мамы прошу покушать, а она дала старую шапку и отправила меня на ток собирать там остатки мерзлой картошки. Там было очень холодно, грязно, но я среди гусиного помета собрал остатки мерзлой картошки, а мама испекла вкусные лепешки. Повзрослев, я понял, что тогда мне было три года и семь месяцев.
Детство прошло в труде. Копали и сажали картофель вручную 25 гектаров огорода, осенью также вручную убирали. Собирали корм для домашней скотины, готовили дрова, легче было тем, у кого была ручная тележка, у нас она была. Тяжесть этой тележки руки до сих пор помнят. Однажды из леса привез дрова на тачке, груз был до того тяжелый, я даже заплакал. Еле дошел до дома, после несколько дней лежал на кровати, в груди были сильные боли.
Начиная с весны, после таяния снега, мы бегали босиком до октября месяца. Ступни ног за это время твердели, как подошва ботинка. Недалеко от нашей деревни есть небольшая возвышенность, там ранней весной появлялись проталинки. Мы бегали туда босиком, играли наперегонки, в прятки, в свои разные детские игры.
Весной для нас был праздник. Все съедобные травы, орехи были наши. Представить трудно, как нашей матери было трудно, с пятью детьми на руках. Старшему брату 16 лет, мне 1 год, бабушка с дедушкой старше 90 лет, еще младшая сестра отца Карима апа, которая получила тяжелую травму на фабрике Казани, не могла работать и жила у нас. Несмотря на лишения, бедность мама нас вырастила, выучила, дала правильное воспитание, проводила в последний путь бабушку и дедушку.
Хорошо помню, мама взяла дома сливочное масло, яйца и пешком отправилась в Казань за 40 км продавать, так же пешком и вернулась. В тот день вечером мы ходили в кино, пришли домой, а на столе хлеб. Мама купила для нас хлеб и под дождем прошагала 40 км. Мы впервые досыта поели хлеба, этот день был для нас как незабываемый праздник.
Кроме голода и холода были еще и налоги. Нельзя было обойти эти налоги никак, поэтому агент по налогам нам казался врагом, – рассказал нам Нияз Маликович.
В 1948 году Нияз Маликов пошел в первый класс. Этот день он хорошо помнит. Сумка у него была из камыша, туда положил книги. Учитель Василий Михайлович Попов раздал тетради, в продаже тетрадей не было. Учились в начальной школе деревни Каракуль, в семилетней школе деревни Большой Куюк, потом в Мемдельской средней школе. До школы 10 километров, четыре месяца каждый день ходили домой, в зимнее время жили в интернате. Годы учебы он запомнил, как самое хорошее и веселое время. Столовой при школе не было, еду готовили сами на плите из тех продуктов, что мама давала. Готовили по очереди, мест на плите (печь топили дровами) было мало, а жили они 16 мальчишек. Очередь иногда доходила только к ночи. Это были годы становления характера, годы закалки...
По окончании средней школы была попытка поступления в Казанский сельскохозяйственный институт, после – учеба в Васильевском лесном техникуме. Получив диплом специалиста лесного хозяйства на факультете «Лесотехнолог», он отправился по направлению в Карелию на Юшкозерский леспромхоз. В 1961 году призвали в армию, служил он недалеко от Москвы в пункте космической связи. За образцовую службу два раза награжден значком «Отличник Советской Армии», присвоили воинское звание «сержант». В его семейном архиве бережно хранится благодарственное письмо, отправленное матери от имени командира части. За отличную службу самый ценный подарок – это подготовительные курсы для поступления в вуз. Успешно сдав вступительные экзамены в Казанский государственный университет имени Ульянова-Ленина, поступил на механико-математический факультет. Вскоре из-за финансовых проблем в семье перешел на вечернее обучение, работал на авиационном заводе Казани.
– В 1963 году поженились с Рахилей, учительницей из Зеленодольского района. В 1966 году оба стали работать в Суксинской семилетней школе, с 1970 года в Большебитаманской средней школе, – завершил свой рассказ Нияз абый. – Я вел уроки физики, математики, технического труда. Рахиля – уроки географии. За старания и трудовые достижения награжден почетными грамотами Министерства образования РТ, главы Высокогорского района, начальника отдела образования, нагрудным значком Министерства просвещения РСФСР «Отличник народного просвещения», значком «Победитель социалистического соревнования», медалью «Ветеран труда».
У Нияза Маликовича и Рахили Абдулловны 3 детей, 7 внуков и 3 правнука. Живут в деревне Битамаман с семьей сына Ильдара. Они довольны прожитыми годами, радуются успехам детей и внуков. Пользуются заслуженным авторитетом и уважением в селе среди населения, родителей, коллег и своих учеников.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев