«Может причина нашего долголетия в этих природных витаминах...»
Рахиля Абдулловна Маликова родилась 22 июля 1944 года в деревне Мулла Иле Зеленодольского района ТАССР. Отец с войны пришел весь больной и в мае 1944 года умер.
Умирая, велел жене, если родится девочка, назвать Рахилей, если мальчик – то Салимом. Велел не расстраиваться, что родится еще один ребенок, самым счастливым будет этот. Когда он умер, в семье росли уже трое детей 12, 8, 4 лет и Рахиля, еще не родившаяся.
– Мое детство совпало с военными и послевоенными годами, когда не было продуктов, не было одежды, не было дров. В 1951 году поступила учиться в первый класс Молвинской семилетней школы, в старших классах училась в Норлатской средней школы Зеленодольского района. По окончании средней школы мне дали направление и под сильным давлением направили учиться в Казанский ветеринарный институт. Я не хотела там учиться, бросила институт и вернулась в деревню. Чтобы не бездельничать целый год до поступления в другое учебное заведение, пошла в колхоз телятницей. В 1962-1963 учебном году в Вахитовской восьмилетней школе города Буинск открылись годичные курсы подготовки учителей химии и биологии для восьмилетних школ. Поехала на эти курсы и успешно их завершила. Выпускные экзамены принимала комиссия из Казанского государственного педагогического института, мы очень боялись. Обошлось как нельзя лучше, самым успешным выпускникам дали направление для поступления в КГПИ, в том числе и мне.
В 1963-1965 годы преподавала химию и биологию в школе деревни Яки Зеленодольского района и училась заочно в институте. Коллектив в школе был очень хороший, доброжелательный, учителя помогали нам, молодым педагогам, поддерживали во всем. После замужества в 1966 году с семьей приехали в Высокогорский район на родину мужа. Работали в Суксинской восьмилетней школе и с 1970 по 2002 год – в Большебитаманской средней школе.
Наша мама была очень старательная и выдержанная, терпеливо вынесла все испытания, которые выпали на ее долю, и вырастила нас, своих детей, настоящими людьми. Всю жизнь помню слова матери, когда мы, дети, начинали ругаться, она говорила: «Дети, не шумите, из шумного дома уходит благодать». Смысл этого слова мы не понимали до конца, но думали, наверное, что потом будет плохо, успокаивались и начинали играть дружно.
В условиях послевоенного лихолетья нам пришлось работать наравне со взрослыми, доставал нас не только голод, но и холод. Мы всегда искали, чтобы покушать. Помню, мы дружили с девочкой по имени Асия. У них в саду росли кусты вишни. Весной лопалась кора вишни, вытекал сок и образовывалась полутвердая масса. Мы зубами грызли эту массу и сосали. Возможно в той массе витамины были. Какие только травы не ели! Может причина долгих лет нашей жизни в этих природных витаминах...
Следующая наша большая проблема – заготовка дров. Для отопления мы из навоза делали кирпичи. Для формы изготавливали специальные деревянные станки в форме кирпича, побольше с шестью углублениями – для взрослых, с двумя – для детей. Навоз, собранный в течение зимы, раскидывали по двору, поливали водой и растаптывали босыми ногами. А вода была холодная, колодезная! Сверху еще накидывали навоза, опять поливали водой и топтали. Так образовывался толстый слой навозной массы. Потом этой массой вручную наполняли станки, ногами уплотняли, подравнивали и сушили на солнце. Переворачивали, потом сушили на печке, и складывали в сарае. За лето и весну изготавливали от 500 до 1000 кирпичей. Плохо изготовленные кирпичи разваливались, от них толку не было. Вот мы и старались. Дети тоже работали. Взрослые учили нас, времени на разные шалости не оставалось. Изготовление навозных кирпичей – работа очень тяжелая, сильно уставали, не хотелось утром вставать, ныло все тело. Кожа на руках и ногах взбухала, долго держался и запах. Мама учила нас мыть руки и ноги золой, думаю, что мыла не было... В зимнее время складывали в печь примерно 25-30 кирпичей и топили. Казалось, что ручная обработка 25 соток картофельного поля легче, чем делать кирпичи.
Очень хорошо помнится ручная тележка «Уфалла». С появления первых ростков сорных трав собирали корм для домашней скотины и тянули эту тележку. Иногда и не разрешали собирать, ловили и вываливали наше собранное добро в колхозный двор. Собранного нами корма на всю зиму не хватало. Зимой в поле искали остатки скирдов соломы, собирали и по пояс в снегу везли домой. По следам санок находили тех, кто привез домой солому, и были случаи, когда из сарая вывозили привезенный корм. Мама любила говорить, что в марте все 60 дней. Кончался корм для скотины и топливо.
Помню, однажды мама дала корове последнюю солому, на завтра уже ничего не оставалось. Мы с сестрой решили сходить за соломой. Поле от нас примерно в 3-4 км. Было около 15 часов дня. Дошли до скирда, стали рвать солому, солома от снега, мороза и влажного воздуха твердеет. Рвать очень тяжело. За скирдой ветра не было, мы приготовили связки соломы, а поднять не можем. Сестра мне помогла, а сама еле подняла, прислонив связку к скирде. Ветер в поле усиливался, поднялась метель, мерзли и ныли руки под тяжелой ношей. А мама нас ждала, беспокоилась, плакала, искала, выходила на край села. Советоваться или просить помощи ни у кого не могла, наказание за солому было очень строгое. Когда увидела нас, пошла нам навстречу, подняла мою связку, и ветер меня, уже без соломы, свалил с ног.
Несмотря на лишения, детство есть детство. И игры у нас были, и радостные мгновения. Вспоминается наш сельский Сабантуй. Подготовка к празднику начиналась за месяц или за два. Мама собирала яйца, масло, творог, продавала все это, покупала нам новые платья и обувь. Однажды узнали, что в магазин привезут товар. Мы стали ждать у магазина, когда привезут. Ждали долго, привезли товар только к обеду, потом продавщица ушла на обед, после обеда я опять побежала в магазин. Среди товара на полке лежали красные тапочки. Одна женщина в магазине предложила продавщице отдать мне эти тапочки, потому что я очень долго ждала открытия магазина. Тапочки были впору. Женщины в магазине похвалили и сказали, чтоб я побежала домой прямо в них. Я бегу, смотрю на свои новые тапочки. Моей радости не было предела. Тут споткнулась и упала, разбила колени, пошла кровь. На Сабантуе гуляла с разбитым коленом.
Я довольна своей жизнью, мне на жизненном пути встречались хорошие люди. Педагогический коллектив Большебитаманской средней школы стал родным, делились с коллегами и радостью, и проблемами. И сейчас общаемся с коллегами, со своими учениками, – завершила свой рассказ Рахиля Абдулловна.
Рахиля Маликова в настоящее время живет в селе Большой Битаман. Она – любимая жена, мама и бабушка. Находит время для занятий по интересам. Занимается огородом, выращивает цветы, пишет стихи, печатается на страницах районной и республиканской печати.
В Большебитаманской школе проработала 32 года, всегда была на хорошем счету. Она – один из лучших преподавателей географии нашего района. За долголетний плодотворный труд награждена медалью «Ветеран труда», нагрудным значком Министерства просвещения РСФСР «Отличник народного просвещения», почетными грамотами и благодарственными письмами главы района, районного отдела образования и дирекции Большебитаманской средней школы.
Римира Галимова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев