Дети войны и крошки хлеба на белом снегу
Наша мама Илиса Ибниевна Шакирова (Миннуллина) родилась 5 апреля 1939 года в деревне Кзыл-Куль Высокогорского района. Ее папа – Ибни – работал в колхозе учетчиком, а мама – Салима – животноводом.
Все как один встали на защиту своей Родины
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. На тот момент моей маме было всего 2 года. Многие мужчины из села ушли на фронт. Ее отцу тоже вручили повестку. В тылу остались дети, женщины и старики. Именно на них легла вся работа по обеспечению армии продовольствием. Они день и ночь трудились на полях колхоза, в животноводческих фермах. А по вечерам находили время собираться вместе и вязали носки, варежки, теплые вещи для солдат Советской армии.
На основании постановления Государственного комитета обороны (ГКО) СССР, которое было подписано 13 октября 1941 года, был образован Казанский обвод. Это система инженерных укреплений для защиты Казани от возможного нападения немецко-фашистских войск. Оборонительный рубеж располагался полукольцом вокруг Казани. Проходил по территории Чувашской и Татарской АССР, от д.Покровское, пункты Урмары, Кайбицы, Апастово к Куйбышеву. Протяжённость Казанского обвода составила 331 км, в том числе 151 км противотанковых рвов, 79,61 км эскарпов, 1,96 км контрэскарпов. Эти технические сооружения был построены силами колхозников. Мою бабушку (маму Илисы) – Салиму – тоже отправили в Буинский район рыть окопы. Бабушка была вынуждена оставить двухлетнюю дочь на свою сестру Халиму. Стоял зимний холод, они не мылись, не ели, не было никаких условий для жизни. У многих появились вши. «Вша, она, зараза, голодного и слабого любит», – поговаривали участники строительства укрепительных сооружений.
За очень короткий срок, к 11 февраля 1942 года, Казанский обвод был уже построен. Его принимала специальная государственная комиссия. Моя бабушка как-то осенью была в Казани. И она вернулась оттуда с такими словами: «Уф-уф, Москва на волоске». В октябре 1941 года Советский Союз постигла, быть может, самая страшная катастрофа в его истории. 30 сентября вермахт начал операцию «Тайфун» по захвату Москвы. 19 октября 1941 года Москва была объявлена на осадном положении. Весь советский народ тяжело переживал это событие.
После того, как построили Казанский обвод, Салима возвращается в деревню и начинает работать в колхозе.
Сделали все для победы
и восстановили разрушенное немцами в годы Великой Отечественной
Так и проходит 4 года войны. Пришла Победа. Мы не должны забывать этот страшный урок истории. Победа далась очень нелегко нашим дедушкам и бабушкам. Очень много людей погибло. Мы будем помнить тех, кто воевал, мы будем помнить тех, кто защищал, мы будем помнить тех, кто обеспечил мир, свободу и покой нам подарил. Мой дедушка – отец моей мамы – вернулся раненым. Эти ранения стали причиной того, что он рано ушел от нас. Он умер в 1954 году. В таких условиях и прошли годы детства моей мамы. В это время ей уже было 15 лет.
Нелегко было и в послевоенные годы. Надо было возводить разрушенное хозяйство. В это время тяжелая работа отнимала еще не один десяток лет. По словам моей бабушки Салимы, в те времена в колхозе работали за «палочки». Это была форма оплаты труда в колхозах. Трудодень – это один выход на работу, за что учетчик колхозной конторы записывал «палочку». Если работа считалась тяжелой, засчитывали полтора или два трудодня. Следовательно, за год теоретически можно было заработать до 700 палочек. Душили колхозников и обязательные натуральные налоги – это мясо, яйцо, молоко, шерсть и т.д. Летом на ручной тележке «Уфалла» она, согнувшись и сгорбившись, готовила для домашнего скота корм. Денег тогда не было, если бы даже были, в магазинах «шаром покати». За «палочки» – трудодни – осенью колхоз давал рожь и пшеницу. Но и этого не хватало. Бабушка собирала лошадиный навоз на ферме, семена конского щавеля, все вместе перемешав, давала курам. А осенью продавали гусей, в лесу собирали лесные орехи. Таким образом, хоть немножко зарабатывали денег. Моя мама тянулась к учебе. До 3 класса она училась в своей родной деревне, а в 4-й класс пошла в деревне Татарский Урмат, семилетнюю школу закончила в деревне Ямашурма, затем один год – 8-й класс – проучилась в деревне Мульма. В Мульме она жила в интернате. Спали учащиеся на соломенных подушках. Еды тоже было очень мало.
Мечты должны сбываться
Мама мечтала стать учительницей. Она поступила в Арское педагогическое училище, где училась в 1954-1958 годы. Получила знания у таких преподавателей, как Салей Вагизов, Рамзия Вагизова. Они являются авторами «Алифбы». Салей Гататович был видным ученым языковедом, который много сделал для создания литературного татарского языка. Самый удобный для обучения татарский букварь XX века, по признанию специалистов, – «Алифба», созданная Салеем Вагизовым с помощью супруги Рамзии Гилязевны. Мама окончила училище с отличием и получила красный диплом. После училища приехала в деревню Авангард Высокогорского района (сегодня этой деревни уже нет) и 2 года преподавала в начальных классах. Одновременно работала и директором школы.
Мама хотела продолжить учебу. В 1960-1965 годы училась в Казанском государственном педагогическом институте на историческом факультете и получила специальность «учитель татарского языка и литературы». После успешного окончания института по направлению приехала в деревню Большие Ковали Высокогорского района учительницей русского языка и литературы.
Человек предполагает,
а Бог располагает
Родная деревня моей мамы расположена в самом живописном месте района. А Большие Ковали ей не очень понравились, там не было ни деревьев, ни ручейков. И еще отсутствовали дороги. «Долго не буду работать, через два-три года вернусь в свои родные края», – думала она. Но судьба распорядилась иначе. В школе преподавал парень, которые вел уроки физкультуры и труда. Его звали Ирек Шакиров. Он был красивый, умный, порядочный. Они полюбили друг друга и поженились. В деревне Большие Ковали мама 25 лет преподавала русский язык и литературу. Она была высокопрофессиональным учителем. В те времена еще была сильна советская идеология. Мама после школы вела политзанятия среди колхозников, занималась агитацией и пропагандой советского образа жизни.
В 1975-1985 годы работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В те времена в одном классе учились по 40 детей. Директор школы Рифкать Насибуллин тоже был очень требовательным человеком. Они с моей мамой работали в согласии, уважая друг друга.
В 1985-1990 годы моя мама стала директором школы. В те годы женщина директор школы – редкое явление. Но мама и за эту работу взялась с большим желанием и трудилась усердно. Школу капитально отремонтировали, поменяли отопительную систему. Восьмилетняя школа превратилась в десятилетнюю – среднюю школу. Но и эта работа далась нелегко. Надо было заново оформлять необходимые документы, найти преподавателей, построить интернат для детей соседних деревень. Школа отапливалась каменным углем. А отопительный период в наших краях длится по 6 месяцев. Нужно было заготовить топливо, чтобы хватило на полгода. Плюс к тому, каждому учителю полагалось по 5 кубометров дров на зиму. Дрова заготавливались в лесу. Всю эту работу организовывала наша мама, а помогал ей отец. В нашей семье росли 5 детей. Бабушка Салима из деревни Кзыл-Куль часто приезжала к нам и помогала родителям.
Пошли по стопам родителей,
став учителями
Наши родители жили красиво, дружно. Нам всем дали высшее образование. Все мы нашли свое достойное место в жизни. Старший брат Радик – майор милиции – до пенсии работал в системе ГАИ Министерства внутренних дел республики инженером-программистом. Он до сих пор трудится в дорожно-транспортной сфере. Вместе со своей женой Миляушой они вырастили двух дочерей. Сестра Гульназ работает в школе № 82 города Казани. Является заместителем директора по учебной работе. Вместе со своим мужем Ильсуром вырастили дочь и сына. А я работаю в своей родной школе, преподаю математику, где всю свою жизнь трудилась моя мама и отец. Мой муж Ильфат. У нас двое сыновей. Братишка Рафис работает в сфере торговли. Его жена Лилия родила ему сына и дочь. Наша пятая – сестренка Зиля – также работает в школе № 82, преподает английский язык. Они со своим мужем Ильшатом воспитывают сына и дочь.
Наш отец Ирек после продолжительной болезни в 2018 году ушел из жизни. Сегодня наша мама живет в деревни Большие Ковали в доме, который они построили вместе с папой. Она терпеливая, с открытой душой и чистым сердцем. Она никогда не завидовала людям, наоборот, радовалась как за себя. Ее судьба, трудовой путь нам всем пример. Она нам помогает своими советами, молитвами. В воскресные и праздничные дни мы все собираемся у мамы. В родном доме нам всем уютно, хорошо. Как говорится, родительский дом – это маленький рай: там хорошо спится и пахнет вкусняшками. А наша мама, как солнце, согревает нас, дает нам силы, энергию. Мы ей желаем долгих лет жизни, здоровья, счастья и обещаем только радовать ее!
Гузель ХАСАНОВА
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев