Закон о такси решили применять с осторожностью
Сведения о водителе авто с шашечками и его машине не будут проверять в реестрах, которые по новому закону о такси должны заработать с 1 сентября. Но при условии, если у перевозчика есть действующее разрешение, а водитель не менял таксопарк.
Информацию внесут в базу при оформлении нового разрешения, сообщил представитель Минтранса РФ на совещании в Татарстане 4 апреля. Такое решение, рассказали «Парламентской газете» представители отрасли, позволит таксопаркам нормально работать и вывести из тени сотни тысяч бомбил.
Преимущества бомбил
В последние годы такси на улицах российских городов становилось все больше, а легальных перевозчиков — все меньше. Количество официальных разрешений на работу такси в прошлом году сократилось на 50 тысяч: в декабре 2021-го в федеральной информационной системе «Такси» содержались сведения о 460 тысячах лицензий, по данным на 1 июня 2022 года — менее чем о 410 тысячах. В Татарстане, по данным местного минтранса, с 2011 года выдали более 41 тысячи разрешений, сейчас в республике их осталось всего 3,6 тысячи.
Отрицательную тенденцию эксперты связывают с ростом затрат на обслуживание автомобилей и цен на ОСАГО для такси больше чем вдвое. Нелегалы не несли никакой административной нагрузки, а если их вычисляли, то штраф для бомбилы оказывался даже меньше, чем платили официальные таксисты за нарушение требований к ним, прозвучало на совещании.
Такси не встанут
Сейчас отрасль готовится к работе по новому закону, который приняли в конце прошлого года, а в силу он вступит 1 сентября 2023-го. Должны появиться региональные информационные системы, в которых будут собирать все данные о поездках в такси. Пока далеко не везде есть даже автоматизированные базы выданных разрешений на перевозки людей. В этих регионах данные о таксопарках, водителях и их машинах в новый реестр придется вбивать вручную. Регионам предстоит определиться, будут ли они использовать свою систему или подключатся к федеральной, которую разрабатывает Минтранс.
Сейчас не больше двадцати регионов создали свои системы, рассказал на совещании замдиректора департамента цифрового развития Минтранса РФ Иван Круглый. А в Общественном совете по развитию такси сообщили о колоссальном количестве данных, которые необходимо внести в реестр. Такая ситуация, по словам председателя совета Ирины Зариповой, может парализовать работу региональных таксопарков. При этом власти требуют, чтобы сведения обновлялись мгновенно — так они смогут в любой момент проверить любого водителя.
В Минтрансе пошли навстречу таксопаркам, дав им переходный период. «Перевозчик не обязан предоставлять какие-либо сведения, чтобы продолжить работать после 1 сентября, — сообщил начальник отдела департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Роман Кильдюшкин. — Вся информация из ранее выданных разрешений будет автоматически перенесена в новые реестры перевозчиков».
В законе о такси зафиксирована обязанность перевозчика направлять сведения о водителях в уполномоченный орган, напомнил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев. При этом состав таких сведений и порядок их направления должен определить субъект РФ. В Минтрансе попросили регионы с этим не спешить. Сведения о водителях будут загружать постепенно, по мере того, как будут истекать их разрешения и они пойдут оформлять новые.
Что получат пассажиры
Новый закон запретил возить людей тем, у кого есть неснятая или непогашенная судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления. До 1 сентября каждый таксист должен предоставить в таксопарк справку, что он по таким статьям не привлекался. Не успеет до осени — попадет под увольнение. Для новоиспеченных таксистов такая справка будет обязательной сразу, без нее не трудоустроят. Получить документ можно, обратившись лично в МВД, заглянув в ближайший МФЦ или заказать его на портале госуслуг. Готовить выписку могут до тридцати дней, поэтому владельцам таксопарков пора начинать требовать со своих водителей такой документ.
Нерешенным остается вопрос высокой стоимости ОСАГО для такси, а ведь теперь к перевозкам пассажиров допустили самозанятых. То есть человеку нужно не только оформить разрешение, получить справку, но и купить новый полис. И все же при грамотном применении закона есть шанс вывести из тени сотни тысяч нелегалов, считают в Совете по развитию такси. Сейчас, по данным организации, каждый пятый водитель подчиняется только сам себе, но работает как индивидуальный предприниматель. Без излишней бюрократии официальных таксистов станет больше.
Агрегаторы, то есть службы заказа, которые возьмут на работу самозанятых, обязаны будут проверять у них наличие разрешений на перевозку людей, соблюдение ими режима труда и отдыха, прохождение предрейсовых осмотров. «В ряде случаев агрегатор разделит ответственность при ДТП с участием самозанятого водителя, — отметила Зарипова. — Но мы не считаем эти меры невыполнимыми для сервисов заказа такси».
Выиграть от нововведений в конечном счете должны и пассажиры, поездки которых станут прозрачнее и безопаснее, уверен Павел Федяев. Садясь в машину с шашечками, человек будет знать, что ответственность за его жизнь и здоровье несут и водитель, и выдавший заказ агрегатор, и таксопарк. Случись что, пассажир сможет рассчитывать на компенсацию. «Если страховки водителя не хватит, то субсидиарную ответственность будет нести служба заказа», — объяснил депутат. В любом случае процесс назначения и выплаты компенсации должен стать быстрее и проще.
Источник в ПГ: https://www.pnp.ru/
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев