Шапшинская библиотека провела мастер-класс «История татарского народа в мотивах орнамента»
На сегодняшний день особенно актуальна морально–этическая проблема среди подрастающего поколения. Одним из важных факторов, влияющих на формирование личности является духовное наследие наших бабушек и дедушек.
У каждого народа есть обычаи, оставшиеся от предков, в которых хранится дух народа. В жизни человека имеют большое значение национальные традиции, обычаи и культурное наследие. Шапшинская сельская библиотека в рамках программы «Пушкинская карта» провела мастер-класс «История татарского народа в мотивах орнамента», приуроченный к Году семьи в России.
Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.
Орнамент – один из древнейших видов изобразительной деятельности. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта, он стремился украсить их оберегами от злых сил. Человек создавал несложные узоры из условных знаков-символов: прямой горизонтальной линией обозначалась поверхность земли, волнистой – вода, кругами, квадратами или ромбами изображали солнце и луну. Многие узоры и украшенные ими предметы считались оберегами. Магические знаки делались на жилище, посуде и на одежде. У каждого народа были свои узоры. Узор зависел от верований, уклада жизни и искусности мастера.
Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.
Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок.
В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.
Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.
Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке - цветочные, расположенные с геометрической точностью.
У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана. Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира.
После познавательного рассказа библиотекаря и обзора книжной выставки ребята приступили к изготовлению изделий с использованием татарского народного узора.
Любовь Галкина
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев