Высокогорские вести

Высокогорский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
В республике

Депутат Госдумы РФ рассказал о проблеме нехватки учителей в Татарстане

По словам Ильдара Гильмутдинова, нужно понять, насколько эффективен сегодня механизм целевого приема, а также что еще можно сделать, чтобы молодые люди шли работать в школы.

— Ильдар Ирекович, здравствуйте. Скажите, что происходит в школах, не хватает педагогов? Вы долгие годы сами работали учителем, знаете проблему изнутри. Какое ваше мнение?

— Мне, к сожалению, не пришлось долгое время работать педагогом, но тем не менее я учитель физики и математики. Еще в институте с 3 курса работал учителем. Это мне очень помогло. Я, выходя из института, полностью понимал, как нужно с шестиклассниками или, например, с десятиклассниками работать. К сожалению, с 90-х годов начал падать престиж работы педагога. Мы даже не добираем бюджетные места в педагогическом. С каждым годом я видел, что количество и качество поступающих на этот факультет снижались.

— Данные минпросвещения России говорят, что наоборот, количество желающих поступать на педагогические специальности увеличивается год от года. Демографы говорят, что количество детей в стране снижается. Должны же мы прийти к балансу?

— На сегодняшний день учителей физики и математики готовят институты физики, институты математики, в том числе и в вузах. Именно там и есть недобор. Такая же ситуация происходит и с педагогическим. Реальных заявок на поступление меньше. Востребовано филологическое направление, связанное с изучением иностранных языков. Там сильные педагоги и есть бюджетные места. Люди учат языки, но не все идут в школы. Сейчас и на селе, и в городе, когда спрашиваем, кто хочет стать педагогом, то лес рук не видим. Это тяжелый и нервный труд, родители учеников сегодня как никогда вмешиваются в учебный процесс. Иногда это совсем не позитивно сказывается на учебе. Есть вопросы и к заработной плате и мерам социальной поддержки учителей, они не соответствуют сегодняшним реалиям. А еще у самих ребят появилось большое количество новых специальностей - в ИТ-сфере, например.— Вы обратились к советскому опыту, а тогда была отработка после завершения обучения в вузах. Может быть, и сейчас пора ее вводить?

— Сегодня у нас есть целевое обучение - механизм, который предусматривает в рамках заключенного контракта отработку по специальности минимум три года. Если выпускник отказывается, то должен вернуть затраты на проживание в общежитии и потраченные деньги на обучение. Но, к сожалению, на целевое тоже не так много людей поступает. Абитуриенты идут по другим направлениям. Нужен целый комплекс мер, чтобы решить эту проблему.

— Кадрового голода практически нет в Москве.

— Да, в Москве средние зарплаты 120 тысяч рублей, педагоги получают высокую зарплату, а также у них после выхода на пенсию хорошие социальные гарантии. Регионам тоже нужно к этому стремиться, комплексно решать этот вопрос. Почти половина бюджета региона идет на образование. Мы не так давно приняли федеральный закон, который позволяет, некоторым муниципальным образовательным организациям выходить на региональный уровень, но правоприменительной практики пока нет. Очень надеюсь, что в ближайшее время вопрос заработной платы и социальной гарантии будет вынесен со стороны федерального центра. Тем более, что федеральная поддержка ощущается, например, она направляется на строительство школ и детских садов. Такого объёма строительства почти никогда не было. Нужно посмотреть, насколько эффективен сегодня механизм целевого приема, что еще можно сделать, чтобы ребята подписывали контракты, чтобы у них были социальные гарантии. В этом должны быть заинтересованы районы и предприятия.

— У нас с 2020 года действует программа «Земский учитель».

— Это капля в море, на сельских территориях жилье учителям почти не строится, его не хватает. Несколько десятков педагогов испытывают такую потребность. Каждый год республике выдается определенное количество денег на эту программу. Например, 15 миллионов, каждому учителю по миллиону, значит получат деньги всего 15 человек. Профессия педагога должна оценивается соответствующим образом.— Мне кажется, если у всех учителей в нашей стране зарплата была такая же, как у учителей Москвы, то вопросов с кадрами бы не было.

— Но мы не можем равнять те потребности или затраты, которые присущи жизни в Москве на все регионы. Но нужно отметить, что большая часть - 70% зарплаты за 18 часов педагогической деятельности одинакова по всей стране. Оставшиеся 30% определяются на усмотрение региона. Тема распределения государственных денег еще в работе.

— В соцсетях появились обсуждения о том, что на подъездах стали появляться объявления о наборе учителей. Таким образом образовательные учреждения ищут учителя информатики и математики, учителя русского языка, английского, начальных классов, социального, педагога, психолога, учителя истории. Когда такие объявления перестанут появляться на дверях подъездов?

— Сегодня Казань, Лаишево и Высокая гора бурно развиваются, в том числе за счет села, оттуда люди приезжают за работой. Учителя нужны, только в Лаишево в одной из школы уже 1,5 тыс. учащихся. Нужно также обратить внимание на специалистов и за пределами Татарстана.

— Социальная поддержка медиков усилилась во время борьбы с коронавирусом. Профессии доктора вернули и статус и подняли материально-техническую базу. А что же должно произойти, чтобы и вопросы педагогов стали также решаться? 

— Не надо дожидаться беды, все мы и на федеральном уровне, и регионы должны вот этот комплекс мер поддержки подготовить. Педагогами уже занимаются, но пока недостаточно. Сейчас, к сожалению, выпускаются ребята, которые не хотят работать в школе. Мы работаем над повышением заработной платы, регионы работают с высшими учебными заведениями в плане приема и по целевому обучению, повышают стипендии. А также создаются педагогические классы, строятся общежития. С каждым годом количество бюджетных мест растет, уже 65% выпускников 11 классов могут поступить на бюджет. Своеобразная целостная дорожная карта должна быть сформирована у каждого региона.

— Вместе справимся с проблемой нехватки кадров?

—Конечно, задача поставлена, в парламенте практически нет и дня, чтобы мы перед министерствами не поднимали эту тему.

Депутат Госдумы РФ рассказал о проблеме нехватки учителей в Татарстане - Татарстан-24 (tatarstan24.tv)

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев