Чьи права нарушены?
Прокуратура района продолжает работу по приведению в соответствие с действующим законодательством нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области предпринимательской деятельности. При проверке нормативных правовых актов, регулирующих отношения по розничной продаже алкогольной продукции Бирюлинского, Казакларского, Сосновского, Усадского сельских поселений, выявлены положения, противоречащие действующему федеральному и республиканскому законодательству. В частности, имеются факты...
Прокуратура района продолжает работу по приведению в соответствие с действующим законодательством нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области предпринимательской деятельности.
При проверке нормативных правовых актов, регулирующих отношения по розничной продаже алкогольной продукции Бирюлинского, Казакларского, Сосновского, Усадского сельских поселений, выявлены положения, противоречащие действующему федеральному и республиканскому законодательству.
В частности, имеются факты отнесения к местам массового пребывания и скопления граждан зданий магазинов предпринимателей и юридических лиц. Казалось бы, ничем страшным это для предпринимателей не грозит, да и граждане постоянно пребывают в магазине. Однако отнесение зданий магазинов к местам массового скопления и пребывания граждан в ракурсе применения Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» накладывает запрет на продажу алкогольной продукции в данном магазине и на прилегающей территории, границы которой определяются органами местного самоуправления. Принимая подобное решение, органы местного самоуправления несколько перестарались и превысили свои полномочия.
Места, в которых запрещено продавать алкогольную продукцию, уже определены законом, а органы местного самоуправления могут лишь в соответствии с законом определить их примерный перечень на территории муниципального образования. Так, ч.2 ст.26 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» определено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта и на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях; в нестационарных торговых объектах.
Пунктом 2 Порядка определения прилегающих территорий к местам расположения социально-культурных объектов, местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2010 г. N867 к местам расположения социально-культурных объектов, местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная реализация алкогольной продукции, отнесены: железнодорожные вокзалы; речные вокзалы; автовокзалы; аэропорты; автозаправочные станции; здания и сооружения, занимаемые детскими, образовательными (в том числе общежития для студентов и учащихся) и медицинскими организациями; организации культуры; объекты спорта; остановки общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения; учреждения социальной защиты и социального обслуживания; опасные производственные объекты; станции метрополитена; оптовые и розничные рынки; места, отводимые для проведения массовых народных гуляний, празднеств, массовых зрелищных и спортивных мероприятий; закусочные и кафе, кемпинги, размещенные в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования вне населенных пунктов.
С учетом этих перечней органы местного самоуправления и могут определить примерный список объектов, на которых запрещается розничная реализация алкогольной продукции. Между тем они допустили незаконные послабления применения действующего законодательства при определении прилегающих территории к объектам, на которых и на прилегающей территории которых запрещена розничная реализация и потребление алкогольной продукции, указав, что ограничения касаются лишь алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции и потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Тем самым органы местного самоуправления незаконно дали возможность возле детских, медицинских и других учреждений, определенных перечнем, употреблять и торговать вином и алкогольными коктейлями, изготовленными не на основе пива, с содержанием этилового спирта 15 и менее процентов. Это незаконно и запрещено.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в редакции от 21.07.2011, алкогольная продукция определена как пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. То есть под запрет на продажу и употребление в местах массового пребывания граждан, определенных законом, подпадает любая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
Таким образом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления вышеуказанных сельских поселений не только нарушены права предпринимателей на осуществление деятельности, связанной с торговлей алкогольной продукцией, но и права граждан на ограничение продажи алкогольной продукции в установленных законодательством местах. Органам местного самоуправления следует пересмотреть свои нормативные правовые акты и привести их в соответствие с действующим законодательством, для чего прокуратурой района в Советы сельских поселений внесены протесты, содержащие соответствующие требования.
При наличии фактов нарушений правил продажи и оборота алкогольной продукции гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам просьба обращаться в прокуратуру района по адресу: пос. ж/д ст. Высокая гора, ул. Пролетарская, д.7, либо по тел.8-84365-23538.
A. Ахметзянов, заместитель прокурора района
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев