Высокогорские вести

Высокогорский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
ОБРАЗОВАНИЕ

Уроки рисования как способ адаптации и снятия стресса у детей в младшей школе

Данная статья предполагает знакомство с рисованием как актуальным и эффективным способом снятия психоэмоционального напряжения, связанного со стрессом у младших школьников. В статье приводится сжатая информация о положительном влиянии уроков рисования и результатах, которых можно с помощью них добиться.

Поступление в школу — это жизненно важный этап для детей и воспринимается ими соответственно. В наши дни мы наблюдаем еще больший, чем когда-либо, рост напряжения у первоклассников и младших школьников, который связан с возросшими ожиданиями от детей у взрослых. Это увеличивает общий стресс, вызванный новой обстановкой, требованиями в школе, показателями результативности в посещаемых кружках, взаимоотношениями с учителями, одноклассниками и родителями. Как следствие, мы можем наблюдать, к примеру, усталость, ухудшение настроения, апатию, перевозбужденность и инсомнию, в худших случаях даже проявления аутоиммунных симптомов (экзема, частые простуды и т.д ).
Положительная новость заключается в том что мы, взрослые, имеем возможность помогать детям как работать со стрессом, развивая навык стрессоустойчивости, так и бороться с ним. В последнем случае мы можем воспользоваться таким любимым многими инструментом, как рисование. Речь пойдет не об учебных занятиях рисованием, а об изотерапии — терапии рисованием. Задачи здесь совершенно другие, как и функции взрослого во время занятия.
Почему рисование так эффективно? Потому как создание рисунков — тоже язык общения, визуальный язык, то есть самовыражения. По многим причинам для ребенка может быть трудным как-либо “переварить” и пережить скопившиеся за день эмоции, чувства  и ощущения, и безопасно для себя выразить. Невыраженные переживания находят выход на телесном и поведенческом уровне: дети грызут ногти, сосут пальцы, становятся невнимательными и шумными и т.д. Правильно подобранные упражнения, техники и темы для рисования, не ограничивающие ребенка в самовыражении, особенно в используемых цветах, дают исключительную возможность выплеснуть переживания на бумагу. Выражение своих эмоций и будет давать терапевтический  эффект. Особенно интересным для детей будет сочетание абстрактных тем с динамичными техниками рисования: разбрызгивание, кляксография, рисование песком и пр.
Занятия изотерапией должны быть регулярными, чтобы вы могли получить значительный видимый результат. Не стоит давить на ребенка, если рисовать он не хочет. Само занятие должно проходить в психологически комфортной обстановке, с дружелюбным и принимающим взрослым. Желательно эту обстановку не просто обеспечить, но и обозначить, создавая безопасное “пространство”. Ребенок должен понимать, что может вернуться в это пространство, где он выражает свои чувства и становится абсолютно искренен. Задача взрослого в такие моменты — дать ребенку свободу самовыражения на листе, самому быть готовым взаимодействовать без агрессии и с принятием, если случится резкая перемена настроения (ребенок может заново переживать негативные эмоции, быть неудовлетворенным своим рисунком и т.д.).
Занятие можно поделить на три основные части: обозначение занятия, как психологически безопасного и свободного времяпровождения, и предложение темы/техники; собственно занятие, где гарантируются дружелюбная принимающая атмосфера и свобода выражения; завершение рисунка и обсуждение состояния и мыслей ребенка.
В последней части занятия, обсуждая с ребенком его переживания в процессе рисования, стоит напомнить себе о роли взрослого в жизни ребенка: мы являемся для них опорой и защитой. Поэтому, натолкнувшись на неожиданные для вас мысли, к которым ребенок пришел во время изотерапии, будьте готовы их “контейнировать” и давать искренние сопереживающие ответы. В зависимости от интенсивности переживаний, испытываемых ребенком в будни, он может быть очень уязвим в этот момент.
Мы можем назвать основные виды рисования, которые наилучшим образом позволяют проявить эмоции на листе:
-    Рисование цветом. Ребенок выбирает цвета, ассоциируемые с внутренним состоянием;
-    Динамическое рисование. Например, разбрызгивание;
-    Рисование-размышление. Как выглядит грусть? Как выглядит то, чего мне не хватает?
В заключение стоит добавить, что рисовать, правда, любит и может каждый. Свободу, которую дает изобразительное искусство, не сравнить ни с чем. Именно поэтому, вне зависимости от возраста, испытывая стресс или сомневаясь в своих чувствах относительно какого-либо вопроса, попробуйте нарисовать то, чего просит душа. Выбирайте цвета, которые привлекают в эту секунду, концентрируйтесь на своих переживаниях, а не на результате, и постепенно, с каждым новым рисунком, ваше внутреннее состояние обязательно улучшится.
Педагог объединения «ИЗО-студия», Галиуллина Р.Р.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев