Зураб Кекелидзе: связанная с COVID-19 тревога повышает уровень агрессии
Эпидемия коронавируса — это чрезвычайная ситуация, которая имеет свои психиатрические проявления и увеличивает уровень стресса. Об этом рассказал главный внештатный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе.
Зураб Кекелидзе привел пример: есть шкалы, которые определяют уровень стресса у человека. При уровне стресса, например, в 44 балла на COVID-19 может приходиться 16 баллов.
Зураб Кекелидзе: «Изменение образа жизни происходит… люди не имеют возможности часто встречаться, чаще находятся дома… Постоянное напряжение: ношение масок и так далее. Одни считают, что да, надо носить, и носят, а другие считают, что это не нужно, и так далее. И само по себе отношение к „ковиду“. Одни считают, что „ковид“ — да, он есть, но ничего серьезного; другие считают, что никакого „ковида“ нет, это мировая закулиса… Из всех этих групп все равно общая тревога нарастает».
На уровень стресса влияют и локдауны, и растущее количество заболевших, отметил психиатр.
Зураб Кекелидзе: «Это в значительной степени неопределенность будущего. Вот поэтому это вызывает и усиливает тревогу, которая есть. А тревога — это проявление психики. И возрастание тревоги ведет к снижению критики. Потому что чем больше тревоги у человека, тем более он внушаем. (Данный пример) не имеет к этому отношения, но больше всех гадалок, которые „гадают будущее“, находятся в женских консультациях. Почему? Потому что женщины там безоружны психологически».
Кекелидзе рассказал о расстройствах у людей, перенесших COVID-19. Одно из них — фиксационная амнезия: «Человек читает, прочитал страницу, все понял, никаких проблем нет. Перевернул страницу, читает следующую, тоже все понимает, но забыл, что было написано на предыдущей… Это психическое расстройство. Но это не означает, что оно все время у него будет… Или, например, когда человек переболел, ему кажется, что он здоров. Все у него хорошо физически. И вдруг он начинает играть в футбол, в баскетбол или что-то и вдруг понимает, что у него не хватает сил… Это не значит, что это не уйдет, но само по себе мы должны это учитывать в процессе выздоровления».
Зураб Кекелидзе обратил внимание на возможные негативные последствия удаленной работы: «Это, может быть, более экономно, потому что человек не тратит деньги на дорогу и так далее, и руководитель не тратит деньги на помещение, но это мешает повседневному контакту». По словам психиатра, нахождение в коллективе дает человеку возможность оставаться в среде и контролировать себя через среду: правильно ли я поступаю? правильно ли я говорю? правильно ли мои мысли идут, в ногу со временем?
Зураб Кекелидзе: «Вот этот момент — его терять нельзя, потому что иначе люди жили бы каждый в своей пещере, по одному, по два, и все на этом бы кончалось. Но коль скоро оттуда мы вышли, и образованы города, населенные пункты, страны и так далее, следовательно, это вот так просто терять… Да, можно, но какие будут последствия, трудно сказать».
По словам Кекелидзе, связанная с COVID-19 тревога повышает уровень агрессии: «Что происходит во время тревоги, кроме внутреннего напряжения? Мышечное напряжение возрастает. А куда его девать? Мы постоянно во внутреннем напряжении и полагаем, что мы должны быть все время готовы к защите. И к чему это может приводить? Что малейшее что-то происходит вокруг, и мы можем это посчитать, что это агрессия против нас».
Источник: НТВ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев