Вторичка: дорожают автомобили всех марок и моделей – одни больше, другие меньше
Дефицит микрочипов у автопроизводителей вызвал рост цен не только на новые машины, но и потянул за собой стоимость б/у автомобилей. Сейчас трехлетнюю машину на вторичном рынке можно продать по цене приобретения.
Продажи на «первичке» рухнули
Локдаун из-за коронавируса в прошлом году среди прочего привел к дефициту электронных компонентов во всем мире. Из-за нехватки микрочипов мировые автомобильные бренды время от времени даже останавливали производство, что сказалось и на продажах.
Если в первые два квартала в России продажи были бурными, в третьем рынок ушел в пике. За счет задела в начале года в целом за 9 месяцев продажи выросли на 15% по сравнению с аналогичным периодом, всего в России было продано 1,3 млн автомобилей – на 11,2 тыс. больше, чем годом ранее.
С лета реализация стала падать, и в сентябре в России было продано лишь 119,5 тыс. новых автомобилей – на 22,6%, или 35 тыс. автомобилей, меньше, чем за тот же месяц годом ранее. Продажи сократились и бюджетных, и премиум-класса моделей.
Отечественная LADA «просела» на 51% по сравнению с сентябрем 2020 года, китайский Changan – на 56%, продажи KIA упали на 16%, Land Rover – на 21%, Subaru – на 19%, Hyundai – на 26%, Renault – на 46%, Infiniti – на 51%, Lifan – на 77%, Jaguar – на 66%, Brilliance – на 85%.
«Хорошо известный дефицит автомобилей на рынке, связанный с сокращением производства и мировой проблемой нехватки полупроводников, а также новые вызывающие опасения факторы, такие как энергетический кризис в Китае и Великобритании, рост стоимости сырья и другие проблемы будут поддерживать негативный тренд в ближайшие несколько месяцев. На данный момент ситуация на рынке крайне нестабильна», – прокомментировал ситуацию председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
Нестабильность ситуации и отсутствие решений в ближайшей перспективе стали подогревать вторичный рынок автомобилей. В последние месяцы рост цен на б/у автомобили ускорился, сказал представитель аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
«Рост цен наиболее явным стал в III квартале – они выросли сразу на 11%. Из-за дефицита новых машин часть покупателей ушла на "вторичку", повысив там спрос, который "потянул" и цены. Дорожают автомобили всех марок и моделей – одни больше, другие меньше», – отметил автоэксперт.
Цены на «вторичке» газанули
В автосалонах России и Татарстана начал формироваться дефицит машин. Прийти и купить сразу то, что тебя интересует, стало невозможным – дилеры начали принимать заказы на месяцы вперед.
Тут же оживился вторичный рынок. Люди не захотели ждать новые автомобили под заказ и переплачивать за них – для сохранения оборотов практически все автосалоны стали предлагать машины в максимальной комплектации с установкой дополнительного оборудования.
Волну стали ловить и перепродажники, все вкупе это привело к росту цен – с начала 2021 года автомобили на вторичном рынке подорожали в среднем на 22%, приводит данные Автостат.
Только за сентябрь средняя цена подержанного автомобиля выросла на 38 тыс. рублей, или на 5%, и достигла 838 тыс. рублей, тогда как в январе машину с рук можно было купить в среднем за 688 тыс. рублей.
В «Автостате» отмечают рост цен во всех возрастных категориях подержанных автомобилей. Например, 3-летние машины стали дороже в среднем на 11%, 5-летние – на 15%.
По данным аналитиков автомобильного сайта «Дром», за 9 месяцев этого года машины подорожали на вторичном рынке в среднем на 20%.
«Цены выросли на все подержанные авто в Татарстане. Самыми популярными автомобилями на вторичном рынке в 2021 году стали LADA-«Приора», Toyota Corolla и LADA-2114 «Самара», – сказали эксперты «Дрома».
В целом по России значительный рост цен за 9 месяцев 2021 года был у Toyota Camry – на 22%, LADA Granta – на 17% и Kia Rio – на 16%. Меньше всего подорожали те марки отечественных авто, которых уже нет в серийном производстве: LADA-«Калина» – на 7%, LADA-2110 – на 8%, LADA-2114 «Самара» – на 6%.
«Рост цен на вторичном рынке – явление естественное, они всегда привязаны к ценам на “первичке”. Ведь многие, продавая свою машину, прицениваются к новым авто, а если цены на них растут, как сейчас, то они будут идти вверх и на б/у машины», – отметил руководитель компании «Автосеть.РФ» Руслан Абдулнасыров.
Подержанную машину можно продать по цене покупки
Цены растут и на иностранные, и на отечественные подержанные автомобили, сказал эксперт авторынка Руслан Абдулнасыров.
Сейчас на «вторичке» стоимость машины определяется, как правило, ее состоянием и комплектацией. И если они удовлетворяют покупателя, то большой пробег на одометре, если он еще не превысил 100 тыс. км, сегодня может и не стать предметом торга, как это было ранее.
Эксперты отмечают, что новая машина, только выезжая из салона, уже теряет 20% от первоначальной стоимости. Сегодня же продать подержанную машину можно практически за ту цену, по которой она приобреталась года три назад. Однако купить следующую машину по приемлемой цене – проблематично, ведь она растет и на новые, и на подержанные автомобили.
«К примеру, Polo Sedan, купленный 5 лет назад, сейчас с пробегом до 100 тыс. в хорошей комплектации стоит около миллиона – не дешевле, чем стоили новыми. Важно, что в крупных городах цены на вторичном рынке формируют те же самые автосалоны, которые продают новые. Подержанные автомобили попадают в салоны по программам трейд-ин, а автосалоны своего не упустят. Так же, как и профессиональные перекупщики. В таких условиях рост цен на "бэушки" неизбежен», – сказали в автомобильном интернет-издании «Колеса.ру».
Делать утешительные прогнозы по стабилизации цен не берется никто. Не видят для этого причин. К примеру, периодически останавливает линии АвтоВАЗ из-за нехватки комплектующих. Последний раз – с 13 по 15 октября. При том что концерн производит автомобили по полному производственному циклу и комплектующие для двух брендов – Lada и Renault, которые востребованы российским потребителем.
Автокредит в среднем за год вырос на 44%
Сегодня многие покупатели столкнулись с ситуацией, когда им предлагают купить автомобиль за более высокую цену, чем они рассчитывали.
«Когда я выставлял месяц назад на продажу свой Ford, то планировал купить другую машину примерно до 500 тыс. рублей. Но все пошло не так. Сейчас я успел продать свой автомобиль и понял, что и за 600 тыс. ничего не подберу. И с каждым днем убеждаюсь, что придется брать хороший кредит, потому что дешевле, чем за 800 с лишним тысяч, мне ничего не маячит», – считает житель столицы Татарстана Александр Рябов.
«Мои клиенты вынуждены искать дополнительно по сравнению с планируемым бюджетом 200-250 тыс. рублей, если я им подбираю среднюю по цене, но ходовую иномарку. Сюда заложены и мои расходы», – поделился тонкостями своей работы специалист по подбору и осмотру подержанных автомобилей Михаил Баландин.
Рост стоимости автомобилей привел и к росту суммы займов на их приобретение. По последним данным НБКИ, в Татарстане количество автокредитов в августе этого года по сравнению с 2020 годом снизилось на 9,5% – до 4 тыс., а средняя сумма кредита выросла за год на 44% – до 1,016 млн рублей.
При этом аналитики сайта «Авто.ру», опираясь на собственную базу объявлений о продаже подержанных автомобилей за январь – август 2021 года, говорят, что при выборе машин с пробегом покупатели часто оформляют не автокредит, а простой потребительский.
По данным «Авто.ру», около 40% кредитных заявок приходится на ценовой сегмент от 500 тыс. до 1 млн рублей. На более дорогие модели подержанных авто (до 1,5 млн) желающих кредитоваться было вдвое меньше, а при покупке машин до 500 тыс. рублей за кредитом обращались лишь 15% покупателей.
Ждать или не ждать
«Свежих» машин на вторичном рынке появляется все меньше, выбор сужается, поэтому какого-то заметного снижения цен на подержанные автомобили уже не будет, сделал прогноз Баландин.
Такой же точки зрения придерживаются и специалисты сайта «Дром». «Мы не видим предпосылок, что рост цен на вторичном рынке авто остановится. Подержанные машины к декабрю 2021 года еще прибавят в цене 7-10%. Основная причина такого подорожания – сохраняющийся дефицит новых автомобилей и рост цен на них», – сказал аналитик автомобильного сайта Даниил Бутов.
Наиболее терпеливые потребители сейчас в ожидании того времени, когда они, как прежде, смогут выбирать понравившееся авто по прогнозируемой цене и рассчитывать в салонах на скидки и бонусы. Как скоро это время наступит, эксперты не берутся прогнозировать.
Пока же отсутствие полноценного первичного рынка машин ведет к ситуации, когда на «вторичке» увеличивается возраст среднестатистической автомашины, которую еще можно приобрести за приемлемую цену.
№ |
Марка/модель |
Средняя цена за автомобиль на вторичном рынке в тыс. руб. |
Рост цен в процентах |
|
декабрь 2020 года |
сентябрь 2021 года |
|||
1 |
LADA-«Приора» |
212 |
233 |
10% |
2 |
Toyota Corolla |
342 |
374 |
9% |
3 |
LADA -2114 «Самара» |
119 |
126 |
6% |
4 |
Toyota Camry |
775 |
945 |
22% |
5 |
LADA -2107 |
72 |
81 |
12,5% |
6 |
Ford Focus |
367 |
417 |
14% |
7 |
LADA -2110 |
80,5 |
87 |
8% |
8 |
Hyundai Solaris |
568 |
654 |
15% |
9 |
LADA Granta |
302 |
353 |
17% |
10 |
LADA -«Калина» |
193 |
207 |
7% |
11 |
LADA 4x4-2121 «Нива» |
196 |
212 |
8% |
12 |
Toyota RAV4 |
1 013 |
1 142 |
13% |
13 |
Kia Rio |
570 |
664 |
16% |
14 |
LADA -2112 |
96 |
101 |
5% |
15 |
Honda Fit |
406 |
460 |
13% |
16 |
LADA-2115 «Самара» |
97 |
105 |
8% |
Данные сайта «Дром»
Подробнее: https://www.tatar-inform.ru
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев