Раушан Шариф: «В Высокогорском районе много талантов»
Говорят, если поближе хочешь познакомиться с нравами, традициями, культурой, духовным миром других народов, посещай театр. Потому что театр – это жизнь, это – реальность. События на сцене тесно переплетены с реальной жизнью. Каждый человек играет свою роль в жизни. Каждый сам себе режиссер.
Наверное, нет такого человека, который не мечтал бы стать артистом и играть на сцене. Есть люди, которые по-настоящему преданы театру, они вносят огромный вклад в его развитие. А народ нуждается в театре. Фактором успешного развития театральной культуры как культурного наследия народа является развитие потребности в театральном искусстве у зрителей театра.
Напомним, недавно в Чернышевской библиотеке знаменитый режиссер республики Раушан Шариф дал мастеркласс по актерскому мастерству. Перед этим он побывал в гостях на радио «Биектау FМ». Сегодня мы предлагаем нашим читателям интервью с доцентом Казанского института культуры, заслуженным работником искусств Республики Татарстан, талантливым актером Раушаном Шарифом.
– Раушан Тимерянович, у нас – у татар – слова абый, апа употребляются в обращении к чужим людям в сочетании с именем этого человека и используются в качестве уважительного обращения. Говорят, артисты не очень любят такое обращение. Как вы отнесетесь к тому, что я буду к вам обращаться Раушан абый?
– Если даже на полгода старше тебе человек, мы – татары – обращаемся абый, апа. Это уважение к собеседнику. Тем более, у нас разница в возрасте солидная. Я только рад, если будете обращаться ко мне абый.
– Раушан абый! Готовясь к встрече с вами, я попыталась изучить вашу биографию, трудовую деятельность. Но в интернете, можно сказать, ничего не нашла. Это означает, что вы закрытый человек?
– Мне кажется, неправильно выкладывать всю свою жизнь, чем занимаешься, чем дышишь напоказ другим. У каждого человека свое мнение. Семья – это маленькое государство. Она должна быть защищена от вторжений чужих глаз. А на работе я всегда на виду. Коллеги и студенты меня знают, знают, чем я занимаюсь. Мы и так сегодня все сидим в Инстаграме. Вся наша деятельность отображается в социальных сетях. Хочешь ты этого или нет. Люди искусства особенно зависимы от этих явлений. Иногда хочется показать свои достижения, достижения своих учеников. Однако я не так часто выставляю в Инстраграм свою творческую жизнь. И не считаю себя закрытым человеком.
– На самом деле мы живем в удивительное время. Люди выставляют в интернет даже новорожденных детей, чем они питаются, как они выглядят.
– Ради денег, ради рекламы нельзя мучить ребенка. Это ни к чему.
– В своем Инстаграме вы каждое фото подписываете «В дороге». Вы любите ездить?
– Мы объездили уже 35 районов республики. Осталось еще 8. Под руководством вице-спикера Госсовета Республики Татарстан Марата Ахметова в Татарстане работает комиссия по вопросам сохранения и развития татарского языка. Комиссия образовалась при президенте республики и обратилась в наш институт с просьбой организовать встречи с главами муниципальных районов. На них мы показываем образцы татарской литературной речи. Потому что руководитель района как никто другой часто встречается с населением, а он должен уметь выразить свое мнение ясно, четко на том языке, на котором разговаривает коренное население. Нас очень хорошо встречают, прислушиваются к нашему мнению, словам. Провожают нас с большой благодарностью и приглашают снова. Это не только встречи, каждое мероприятие проходит как театральное действие. Любой человек имеет право высказывать свое мнение. Друг другу рассказываем стихи, поем песни. Поэтому у этих встреч есть душа.
– Как мы знаем, вы родом из Башкортостана.
– В Туймазинском районе есть деревня Татар-Улканово. Там речка течет в форме полумесяца. Есть очень красивый пруд. Дальше расстилаются горы, за горами – лес. Поднимешься на гору, а там тебя встречает красивая долина.
– Название деревни оригинальное. Откуда оно появилось?
– Точно не знаю, хочу заняться изучением этой темы. Одна из версий: там жил боярин. В деревне течет родник – «Бояр чишмәсе». Может поэтому и такое название.
– Значит, ваше детство прошло в живописных местах?
– Да. Мы катались на санках, на лыжах. Вокруг горы. Сколько лыж сломали – не сосчитать. Я с детства люблю лошадей. Любовь к этим красивым животным привил мне папа. После школы поступил в культпросветучилище. Джавит Шакиров и Салават Фатхутдинов учились на курс старше меня.
– В училище какую специальность получили?
– «Режиссер клубных мероприятий».
– 1988 году в Москве вы окончили Щепкинское театральное училище.
– Да. Но до этого служил в рядах Советской Армии. Затем выбрал театральное отделение, куда и поступил. Мой наставник Ильяс Сахипгараевич Гареев был очень талантливым человеком. Сегодня он работает в Альметьевском татарском государственном театре. Однажды он написал мне письмо и сообщил о возможности поехать в Москву в театральное училище. Но первый раз я не обратила на это должного внимания. Приехав в деревню после армии, начал работать. Но мой наставник был очень упорным человеком. Написал еще одно письмо, уже довольно суровое. Я прочел письмо и куда-то вышел, а мама и папа увидели его и начали расспрашивать. Я сказал, что есть возможность поехать в Москву учиться на артиста. Родители дали добро. В Казани объявили дополнительный набор. Желающих очень много. Были и молодые ребята из Казани. Я хотел с ними поближе познакомиться. Они ответили, что работают дворниками, а в их глазах была насмешка. Никогда не забуду. Они таким образом смеялись над деревенским парнем. Конкурс я прошел. После того, как узнал, что поступил в Московское училище, этих парней увидел еще раз. Я им сказал: «Ребята, я поступил. К моему приезду, чтобы улицы Казани были чистыми».
– После окончания учебы вас приняли в театр имени Г.Камала – легендарный театр татарского народа. Вы мечтали работать в этом театре?
– Учебу закончило 17 человек. Шестерых приняли в театр имени Г.Камала. Остальные пошли в театр имени К.Тинчурина, в Альметьевский театр и другие.
– Как вас встретила Казань?
– Мне она понравилась с первого раза. Увидел и сказал: «Я буду здесь жить!». В театр приехал молодой режиссер Фарит Бикчантаев. Чуть позже он стал главным режиссером. Было очень интересно.
– Помните свою первую роль?
– Первая моя роль была связана с именем знаменитого драматурга Празата Исанбата. Это был спектакль «Счастье – хрупкое стекло». Там я играл с такими легендарными артистами, как Равил Шарафиев, Вера Минкина, Ринат Тазетдинов, Наджиба Ихсанова, Идрис Масхутов и др. Я очень счастливый человек. Рядом со мной всегда были хорошие люди. Часто проходили репетиции. Наставники давали неоценимые советы, показали, как играть. Празат Исанбат – интеллигентный человек, очень культурный. Судьба свела меня с такими легендарными личностями.
– На сцене волновались?
– Конечно. Но молодость сыграла свою роль: получив диплом, мы себя чувствовали народными артистами. Однако жизнь актера – это совсем другое. Во время учебы любили ходить в театры, а попасть туда было очень сложно. Придумывали разные хитрости, но попадали. За это получали зачеты. Мы еще умудрялись работать во время учебы. Помню, я мыл пол в одном из зданий. Это первый этаж. На нем всегда бывает очень грязно. Чем выше этаж, тем чище. Однажды, когда я мыл пол, начал петь на татарском языке. Меня услышал незнакомый мужчина. Он долго слушал, как я пою. Оказалось, что он мой земляк. Его звали Ринат. Затем он подошел к коменданту и сказал: «Если обидишь моего земляка, уйду от тебя и перееду в Казань». Комендант здания после этого дала мне более чистые этажи и всегда улыбалась».
– Помню спектакль «Казан егетлэре» («Казанские парни»). Несколько раз ходила на эту постановку. Там четыре парня, разные характеры, разные судьбы. Зрителям очень нравился этот спектакль. Вы гордились, что играли в этой постановке?
– Да, мы любили этот спектакль. До 12 часов ночи шли репетиции. Мы никогда не жаловались и не уставали. Импровизаций было много. Судьбу спектакля, в основном, решает артист. Если он играет хорошо, жизнь спектакля будет долгой. А постановка «Казан егетлэре» нам всем была по душе. Играли с удовольствием. Мы играли спектакль везде – и в деревнях, и в районных центрах, и в городах. Однажды двухчасовой спектакль шел целых 4 часа. Это потому, что зрители после каждого слова смеялись по 5 минут. Это были веселые времена.
– Ради любви можете пожертвовать чем-либо или кем-либо?
– Об этом не думал. Свою любовь встретил в деревне, во время гастролей. Она учительница, живем в Казани.
– С Высокогорским районом вас связывает давняя дружба. С нашими работниками культуры вы поставили спектакль «Галиябану». Это действительно был шедевр. Сами довольны спектаклем?
– До этого спектакля мы вместе организовали 80-летие Высокогорского района. Очень красивый получился праздник. Район расположен рядом с Казанью. Он особенный, теплый, уютный. Здесь много талантов. Спектакль – тому доказательство.
– Вы думаете о судьбе татарского театра?
– Конечно. Способен ли татарский национальный театр в условиях глобализации сохранить свое лицо? Сегодня нас всех беспокоят вопросы языка, литературы, истории, культуры, поиск решения отдельных проблем. На протяжении многих лет татары славятся театральным искусством. Своей актуальности театр не теряет и в современные дни. Сегодняшняя молодежь – она совсем иная. У нее другие интересы. Мы должны идти в ногу со временем, но сохраняя преемственность поколений. Это во многом зависит от нас, от работников культуры. Одним из первых зрителей татарского театра был великий поэт Габдулла Тукай. В своем известном стихотворении он писал: «Театр и зрелище и школа для народа, Будить сердца людей – вот в чем его природа!»
– На этой ноте мы заканчиваем интервью. Спасибо вам большое за то, что уделили нам время. Успехов в творческой жизни, здоровья и семейного счастья.
Беседу вела Гузалия Вафина
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев