Рафгат Нурмехаметов из Дубъяз попал в самый пик ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС
День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах отметили 26 апреля. В этот день почтили память погибших в ликвидации аварии на АЭС в 1986 году. В ночь на 26 апреля на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции проводились испытания турбогенератора. В результате плановых работ произошел выбросил в окружающую среду около 190 тонн радиоактивных веществ. Начавшийся на станции пожар длился почти две недели. В то время последствия аварии ликвидировали сотни тысяч наших солдат и уроженцев Узбекистана. Рафгат Нурмехаметов из Дубъяз оказался в самом эпицентре событий. Мы встретились с ним, чтобы узнать о событиях той роковой ночи.
26 апреля 1986 года – это дата, которая навсегда останется в памяти современников символом скорби, беспримерного мужества и героизма. В этот день работники сельского поселения выражают благодарность односельчанину Рафгату Нурмехаметову за самоотверженность во время ликвидации техногенной катастрофы. Он был среди тех, кто в первые дни пытался свести к минимуму последствия этой трагедии.
Официально об аварии на станции объявили только 28 апреля. Специалисты не скрывают – вина операторов станции есть. Непосредственное начало – нажатие кнопки аварийной защиты, после которой реактор должен был остановиться, но он начал разгоняться. Были брошены тысячи людей на устранение этой неисправности.
– На ликвидацию последствий аварии призвали тех, кому за 30 лет и у кого 2-3 детей. Если не исполнилось 30 лет, то возвращали обратно. Мне тогда был 31 год, – вспоминает Рафгат Нурмехаметов те события.
На руках повестка. Работа на заводе монтажником, как он говорит, прерывается – и военкомат забирает будущего ликвидатора на медкомиссию.
– 50 человек отправили в город Славутич. Нам сказали, что едем на стройку на 6 месяцев. Однако по пути военные, которые были с нами, уточнили, что заедем на ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС, – продолжает разговор Рафгат Нурмехаметов.
И заехали. Аварию устраняли по очереди. Солдаты, набравшие максимально допустимую норму радиации, отправлялись в «мирную жизнь». Настал черед отряда Рафгата. Они сменили прежних ликвидаторов и в тот момент спасение от техногенной катастрофы легло на их плечи.
Каждый день проверка дозиметром. Смотреть на происходящее можно было только через силикатные стекла противогаза. Много работать нельзя. Максимум, который давали – 2 минуты. Рафгат видел весь 4 блок изнутри. А спустя 33 дня его отправили домой.
Лучевая болезнь поражала органы ликвидаторов и многие из них по возвращении оказывались не дома а в больнице. Рафгат чудом остался в здравии. Сам удивляется, как «чернобыль» не отразился на нем. Правда, вспоминает, что уже дома все ликвидаторы резко набрали вес. Рафгат тогда поправился до 82 кг. В июле ему исполнится 65 лет. Все, что беспокоит – сердце и давление. Но рядом всегда близкие: любимая супруга, сын и дочь. Сегодня авария только в воспоминаниях. И простая жизнь. Любимый садовый участок да два быка – оба Мишки. Такова жизнь ликвидатора.
Эндже Гарафиева
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев