Высокогорские вести

Высокогорский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
НОВОСТИ

Психотерапевт: «Если дети верят во всемогущество Деда Мороза – это серьезная проблема»

Нужно ли рассказывать ребенку о существовании новогоднего волшебника? Стоит ли лишать подарков из-за плохого поведения? Об этом в интервью корреспонденту ИА «Татар-информ» рассказал доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.

«Дед Мороз – субъект, который разрешает проблемы человека, когда иной опоры нет»

Все мы в детстве искренне верили в магию и волшебство Нового года, писали письма Деду Морозу, караулили его ночью под елкой, пытаясь не уснуть. Но волшебник приходил к нам именно тогда, когда мы крепко спали и видели во снах свои желаемые подарки. Наутро родители объясняли, что Дед Мороз прокрадывается в дома, пока мы не видим, специально, ведь ему нужно поздравить много ребятишек, но если все они будут отвлекать сказочного персонажа, то он попросту ничего не успеет и Нового года вовсе может и не быть. Мы верили, ведь родители не могут обманывать, но то и дело в подсознание закрадывалось некоторое сомнение в правдивости их слов. И через некоторое время нам открывалась правда: Дед Мороз – это переодетый папа или дедушка, а мама – Снегурочка. Мы обещали себе, что никогда не будем врать своим детям о существовании новогоднего волшебника, но правильно ли это?

«Ребенок развивается на основании сказок, его восприятие, воображение – объективный процесс, который отменять нельзя. То, что мы, взрослые, не воспринимаем серьезно те миры, которые нас когда-то разочаровали, – это проблема взрослых. Ребенок от рождения существо творческое, воображающее, играющее», – отмечает психотерапевт Рамиль Гарифуллин.

Дед Мороз – это одна из составляющих формирования мировоззрения ребенка. Момент тайны должен быть всегда, иначе ему будет трудно социализироваться и находить в жизни радости. Разоблачение иллюзий, считает психотерапевт, необходимо тогда, когда начинается деструктивное развитие и возникают обиды, связанные с неполучением подарка и рядом других причин. Более того, ребенок где-то в глубине души понимает, что Деда Мороза не существует, и просто играет с взрослыми. Это называется игровой кооперацией.

Сам по себе Дед Мороз – это некий субъект, который разрешает проблемы человека, когда иной опоры нет. Это связано с безысходностью людей, с их проблемами, мечтами. Великая способность, которая делает человека человеком, – формировать иллюзии, миры. Животные этим не обладают. “Нас возвышающий обман” и делает нас людьми, говорит Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин

Разоблачать сказочного персонажа не стоит, ведь тогда ребенок может стать жертвой психической травмы, замкнуться в себе, поменять в негативную сторону отношение к родителям и миру. Однако иногда все же рассказывать о том, что Дед Мороз – несуществующий волшебник, необходимо. Это может быть новым этапом развития сознания, психики ребенка. «Но делать это нужно очень аккуратно и тогда, когда ребенок к этому готов», – добавил психотерапевт.

Процесс написания письма и ожидания подарка для детей важнее, чем Новый год

Письмо Деду Морозу – это один из самых долгожданных и важных ритуалов для ребенка. Целый год он тщательно обдумывает, что хочет попросить у волшебника, перебирает свои мечты и выбирает из них самые приоритетные. Как только на календаре он видит первые зимние деньки, тут же садится за написание письма, чтобы оно успело дойти до сказочного персонажа. Чадо, запершись в комнате, излагает все свои самые сокровенные мечты, старательно выводя каждую букву, рисует для Дедушки открытки и тщательно запаковывает в конверт.

Феномен написания письма всегда актуален, и важен здесь не Дед Мороз. С точки зрения психологии, любое выражение в виде рисунка или письма – это серьезный психотерапевтический процесс, развивающий ребенка. По статистике дети, которые это делали, вспоминают, что им важен был не столько подарок, сколько творческий, мыслительный процесс утверждает Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин

Психотерапевт советует родителям не вмешиваться в творческую деятельность ребенка и дать ему самостоятельно изложить на бумаге свои мечты либо оказывать лишь небольшую помощь – подсказать, как пишется буква, или знак препинания поставить, проверить по просьбе чада текст на ошибки, помочь сложить письмо и запечатать конверт. Но писать письмо за ребенка письмо под диктовку не стоит, равно как и диктовать ему, что он должен написать.

«В Новом году, так же как и в написании письма, важен процесс, а не результат, который приходит и не фиксируется. Люди живут ценностями ожидания, а не ценностями получения результата. Если взглянуть на лучшее, что у нас было, то мы увидим, что оно связано с позитивными ожиданиями, они – главная составляющая жизни», – считает Рамиль Гарифуллин.

«Взрослые, которые получали дорогие подарки на Новый год, выросли в паразитов»

В то время как ребенок выкладывает Дедушке все свои мечты, родители то и дело пытаются выпытать у чада, что же такого в этом году оно попросит у волшебника. Услышав пожелания, они в холодном поту хватаются за свой кошелек. А хватит ли денег на заказы детинушки?

«Если ребенок очень сильно верит в волшебство, считает, что ему могут подарить всё, что только он пожелает, – это серьезная проблема родителей, им нужно задуматься, где они допустили ошибку в воспитании ребенка. Если ребенок считает, что Дед Мороз может без проблем принести подарок, например, за 150 тыс. рублей, родители должны серьезно задуматься», – рассказал психотерапевт.

Родители должны разговаривать с ребенком, проводить профилактические беседы, консультирует Гарифуллин. Можно рассказать ему историю о том, что Дед Мороз делает много дел, готовит подарки для большого числа ребят и очень сильно устает, нужно его пожалеть. Или, например, привести пример, что в прошлом году ребята попросили у волшебника дорогие подарки, а он не смог их купить, и те ничего не получили.

Разговор о подарках – это диалог между возможностями родителей и тем, как дети это чувствуют. Я пришел к выводу, что взрослые, которые в детстве купались в сказке, получали дорогие подарки на Новый год, выросли в паразитов, неуспешных и проблемных людей. Обычно эти люди систематически паразитируют на родителях, и эффект Деда Мороза продолжается у них всю жизнь. Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин

Есть и еще один важный, по мнению  психотерапевта, момент – нельзя ставить ультиматумы. «Ты плохо ведешь себя в этом году – Дед Мороз не принесет тебе подарков», – замечали такое за собой? Это неэффективно, а иногда и вовсе опасно. В таких случаях ребенок начинает продавать свое правильное поведение за материальные ресурсы, а когда деньги на оплату его стараний иссякнут, чадо продолжит капризничать и хулиганить. Важно, чтобы ребенок вел себя достойно и чувствовал ответственность за свои поступки всегда, а не просто торговался с родителями.

«Мать не должна услуживать ребенку и переодеваться в Деда Мороза»

Перед новогодней ночью многие родители находятся в смятении. Как же быть, как лучше подарить подарок: тихонько подложить под елку, пока ребенок спит, а может, самим переодеться в Деда Мороза и Снегурочку? Но вдруг получится неправдоподобно и чадо сразу«раскусит их замыслы. Тогда всю семью ждет испорченное настроение, а ребенка – психологическая травма. А может, нанять актера, который за определенную плату и стишки со стульчика выслушает, и станцует, и огоньки на елке зажжет?

«Переодевание родителей или родственников в новогодних волшебников – это хороший промежуточный вариант, который возвращает ребенка в реальность. Пусть он понимает, что подарок куплен, а Дед Мороз переодетый. Пусть он знает, что все это – спектакль, театр, в котором он тоже исполняет роль, превращается в артиста, погружается вместе с папой и мамой в волшебный мир», – считает психотерапевт, добавляя, что таким образом в семье возникает творческая кооперация.

Однако Гарифуллин подчеркивает, что к каждому ребенку нужен отдельный подход. Бывают случаи, что дети пугаются, когда видят дома волшебника. В его практике встречались такие моменты, когда переодетые родители сильно пугали своих детей, те кричали, вздрагивали и плакали. В пример психотерапевт привел сцену из фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», снятый по произведениям и биографии писателя Иосифа Бродского. Отец, одетый в Деда Мороза, подходит к кровати сына, а тот сильно пугается. Тогда папа резко снимает бороду, пытаясь успокоить сына.

Кроме того, по статистике часто Дедами Морозами бывают мамы. Так получается, что мать-одиночка хочет порадовать своего ребенка или же, например, в семье муж не хочет переодеваться в новогоднего волшебника. Я пришел к выводу, что в семьях, где матери так любят своих детей, что даже перевоплощаются в такой образ, бывают проблемные дети. Слишком услуживать детям нельзя. Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев