Нужно ли сажать спекулянтов: эксперт предостерег от перегибов в борьбе с дефицитом
В обиход россиян возвращается слово "спекуляция".
Его начали использовать даже государственные ведомства на фоне повышения цен и возникновения дефицита некоторых товаров. Стали предприниматься и меры, чтобы остудить пыл тех, кто закупает продукты первой необходимости мешками с целью перепродажи. В магазинах появились объявления об ограничениях отпуска одного вида товаров в одни руки. В некоторых торговых точках установили две цены на один продукт: пониженную при единичный покупке, повышенную – при попытке купить товар, например, более пяти килограммов.
В ход пошли и карательные меры. Так, в Казани полиция поймала перекупщика, когда тот пытался продать мешок сахара по завышенной цене. Ему предъявлено обвинение в торговле без лицензии.
Свое слово сказала и федеральная антимонопольная служба. Вчера стало известно, что ФАС возбудила антимонопольное дело против сети магазинов "Магнит" и "Пятерочка" в Воронежской области, которые вступили в картельной сговор для поддержания цен на сахар. При этом проверка показала, что сладкий товар на складах есть.
В Татарстане прокуратура заподозрила производителей сахара в желании нажиться на ажиотаже – в адрес Буинского и Заинского сахарных заводов, а также фасовщиков продукции, вынесены предупреждения о недопустимости завышения цен и создания искусственного дефицита. Татарстанская ФАС пошла дальше – возбудила дело против ООО «Агросила-Коммерция». Компанию подозревают в создании дискриминационных условий для организаций розничной торговли при продаже сахара.
На этом фоне активизировались политики, которые предлагают бороться со спекулянтами старыми советскими методами. Так, депутаты Госдумы РФ предложили возродить советскую статью УК "За спекуляцию", по которой давали от 5 до 15 лет лишения свободы. Спасет ли это ситуацию?
Категорически против такого подхода заслуженный экономист России, бывший главный бухгалтер ПАО "КАМАЗ" Евгений Гольдфайн.
По его словам, не стоит забывать, что слово "спекулянт" первоначально не носило негативный оттенок. В языке немецких купцов глагол «спекули́рэн» сначала имел значение «размышлять, приглядываясь к предстоящей сделке». При Советской власти, когда большевики пытались ликвидировать частную собственность, предпринимательство и капиталистические способы получения прибыли приобрели отрицательное значение. На самом деле любая торговля без исключения является спекуляцией, убежден Евгений Гольдфайн.
"Предприниматель покупает за одну цену, подсчитывает свои издержки и рыночные возможности, делает торговую наценку и продает, если покупатель готов за такую цену брать товар. Поэтому между торговлей как таковой и спекуляцией в её современном понимании существует тонкая грань, которая носит скорее этический характер. Тут надо понимать, насколько допустимо получение сверхприбыли в определенных обстоятельствах. Всем понятно, что спекуляция хлебом в блокадном Ленинграде была вопиющим преступлением", – считает эксперт.
По мнению Гольдфайна, сегодня государство, прибегая к карательным мерам воздействия к так называемым спекулянтам, занимает популистскую позицию. Госструктуры прибегают к нерыночным мерам воздействия на предпринимателей, сохраняя при этом законодательную базу, которая разрешает бизнесу устанавливать товарную наценку по своему усмотрению. Это двойные стандарты, – убежден Гольдфайн.
"Если закрутить гайки, то тогда вообще не будут закрываться узкие места, – уверен экономист. – А ведь сейчас российский бизнес находится в активном поиске таких рыночных ниш. Он готов сделать вложения и наладить производство именно тех товаров, в которых остро нуждается население. Понятно, что на первоначальном этапе товар будет стоить несколько больше обычного. Поскольку данной продукции нет в достаточном количестве на рынке. Со временем, когда предложений станет больше, ситуация нормализуется. Покупатель сможет выбирать из предложенного то, что ему подходит по цене и качеству. Таким образом рынок сам все отрегулирует и ликвидирует дефицит".
Именно так развивались события в начале "коронавирусной" пандемии. В стране не было в достаточном количестве средств индивидуальной защиты. Те, кто первым наладил выпуск или доставку медицинских масок, получил сверхприбыль. Сейчас стоимость СИЗ в пределах допустимого.
"Государство не может самостоятельно закрывать все узкие места на рынке. Тем более, когда они возникают с такой скоростью, как сейчас. Нужно допускать возможность получения сверхприбыли предпринимателями, которые решают проблемы общества", – считает Гольдфайн.
При этом эксперт напоминает, что в руках государства остается эффективный способ урегулирования ситуации – это антимонопольное законодательство. Главная задача ФАС РФ сегодня – не допускать картельных сговоров и появления монополистов.
Источник: «Челнинские известия»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев