Высокогорские вести

Высокогорский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
НОВОСТИ

Хирург РКБ Марат Зиганшин: «Хирургия ­– это не всегда вытер пот со лба и плюс еще одна спасенная жизнь»

Каждую третью субботу сентября в России празднуют День хирурга. ИА «Татар-информ» поговорило с известным в Татарстане хирургом-профессионалом, который большую часть жизни провел за операционном столом.

Стал врачом вопреки

Заведующий отделением колопроктологии Республиканской клинической больницы Марат Зиганшин не только хирург, но еще и онколог, колопроктолог и трансплантолог.

Марат Исмагилович признался, что стал врачом вопреки многим факторам, в первую очередь, хотел доказать себе, что сможет. Сам себя он называет ребенком из простой, крестьянской семьи, медиков среди родственников не было.

«Я родился в деревне. И рос в таком криминогенном районе – пригороде Нижнекамска. Нас пятеро детей в семье, я самый младший, у меня еще три брата и сестра», – рассказал доктор.

После 10 класса с первого раза поступить в медицинский институт не удалось, Зиганшин ушел в армию на два года, но желание стать врачом не покинуло его. Потом через рабочий факультет – специальные подготовительные курсы – удалось поступить в «медицинский».

«С 1 курса я хотел быть хирургом. Единственное, хотел быть кардиохирургом, делать операции на сердце и пересаживать сердца. Но мне кардиохирурги посоветовали научиться для начала делать простые полостные, а лучше всего этому учат в онкодиспансере. И я стал хирургом-онкологом – я очень сильно благодарен за это даже не знаю кому», – рассказал доктор.

Пересадить сердце Марату Исмагиловичу так и не удалось, но больше 20 лет он проработал в Республиканском Онкодиспансере. А последние пять лет доктор заведует отделением в РКБ. Судьба распорядилась так, что трансплантацией он все равно занимается – Марат Зиганшин был в команде победителей Республиканского конкурса «Врач года - Ак Чәчәкләр – 2021», РКБ представила историю о том, как первая в Приволжском федеральном округе женщина смогла стать счастливой мамой после пересадки печени. Хирург готовит донорский орган к трансплантации.

Несмотря на большой стаж работы, по признанию Марата Зиганшина, волнение перед заходом в операционную возникает всегда.

«Ни одна операция не похожа на другую. Каждый человек индивидуален. Даже по прошествии многих лет, я испытываю волнение перед операцией. А когда ты начинаешь работать, когда у тебя выстраивается план, ты знаешь, что делать, оно отходит на второй план», – поделился врач.

«Какой ты медицинский представитель, ты хирург»

Марат Исмагилович поделился случаем из практики, который навсегда запомнил. Еще в начале 2000 годов были популярны медицинские представительства, практикующие врачи часто уходили в фармкомпании.

«Мне тоже предложили. Одна из западных фирм. Очень хорошие условия были: автомобиль, сотовая связь, зарплата. И вот я должен был идти на собеседование», – отметил доктор.

Но за день до предполагаемой встречи с возможным новым начальством хирургу поставили операцию по удалению опухоли прямой кишки молодой женщине.

«Нечего размениваться, может, будут лучше условия, денег побольше, но ты не испытаешь то, что испытываешь за операционном столом, тот драйв»

Фото: © Салават Камалетдинов / ИА «Татар-информ»

«Это была гигантская опухоль, которая задействовала и матку, и мочевой пузырь. И я выполнил эту операцию. Такое хирургическое вмешательство в отделении делал только заведующий Ильдар Аглуллин – мой учитель. Я удалил пораженную прямую кишку, матку с придатками, мочевой пузырь. Из тонкого кишечника сформировал новый мочевой пузырь», – рассказал он.

Операция длилась много часов. В России в то время на такие хирургические вмешательства были способны единицы врачей, в основном в Москве и Санкт-Петербурге.

«Я себе тогда сказал: «Ну какой же ты представитель, дружище? Нечего размениваться, может, будут лучше условия, денег побольше, но ты не испытаешь то, что испытываешь за операционном столом, тот драйв»», – объяснил хирург.

Стоит ли говорить, что на собеседование на предполагаемую должность Марат Исмагилович так и не пошел.

«Хирургия ­– это не всегда вытер пот со лба и плюс еще одна спасенная жизнь»

«Не бывает осложнений только у тех, кто не оперирует. Но ты это стараешься всеми силами минимизировать», – честно признался хирург.

Однажды начинающий хирург Зиганшин услышал от одного из коллег фразу о том, что рисковать здоровьем пациента ума большого не надо. Один из принципов его работы, лучше перестраховаться, чем заставить пациента столкнуться с постоперационными осложнениями.

Но не все подвластно хирургу, бывают случаи, когда врачи «открывают и закрывают» пациента, то есть наглядно убеждаются, что сделать уже ничего невозможно.

«Случается беседовать с родственниками умершего пациента. Это очень тяжело. Насколько возможно этого надо избегать», – сказал врач.

После каких-то неудач негативные эмоции доктор старается забыть, но опыт остается, главное – не тиражировать свои ошибки в будущем, подчеркнул врач.

«Любая операция для любого организма – это риск. Мы оперируем вследствие крайней необходимости», – объяснил он.

Зиганшин уверен, что при любом исходе важно честно рассказать все родственникам и самому пациенту. И Марат Исмагилович признался, что привык в себе не замыкаться и не отмалчиваться, а вести разговор «как есть», ничего не скрывая.

«Хирургия ­– это не всегда вытер пот со лба и еще одна спасенная жизнь», – подчеркнул врач.

При любом исходе важно честно рассказать все родственникам и самому пациенту

Фото: © Салават Камалетдинов / ИА «Татар-информ»

Самопожертвование и практика – рецепт удачного хирурга

Марат Зиганшин отметил, что его любимые хирургические вмешательства – операции на кишечнике, хотя он оперирует и желудок, мягкие ткани, кожу и многое другое, в РКОДе мужчина работал в отделении широкого профиля.

Есть у хирурга-онколога и свои ритуалы перед входом на операции. Например, обувь – специальные удобные тапочки, перед операцией он всегда надевает с правой ноги. И перчатки тоже строго с правой руки.

«Перед началом операции короткая молитва – это обязательно. Это мне, наверное, и помогает избежать множества ошибок и осложнений», – поделился врач.

Пациенты сами часто молятся перед хирургическим вмешательством, иногда тайком проносят православные ­– крестики, а мусульмане – маленькие молитвенники.

У хирурга нет особенных правил жизни, он считает, что в его профессии, как и везде, необходимо быть человеком порядочным, честным и одинаково относиться ко всем.

Проработав больше 25 лет, с высоты своего опыта молодым ординаторам – начинающим хирургам –  Марат Зиганшин искренне советует уметь жертвовать собой ради дела.

«Потому что рано или поздно количество черновой работы отобразится на качестве твоей деятельности хирургической. В свое время, когда я начинал работать, я заходил в понедельник в 9 утра в операционную и в пятницу после обеда выходил. В итоге рано или поздно научился оперировать, как мне кажется», – заключил врач.

Подробнее: https://www.tatar-inform.ru

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести

 


Оставляйте реакции

12

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев