Хирург ДРКБ Андрей Подшивалин: "Оперировал новорожденного весом 380 граммов"
Каждую третью субботу сентября в России празднуют День хирурга. ИА «Татар-информ» поговорило с известным в Татарстане хирургом-профессионалом, который большую часть жизни провел за операционном столом.
«Хирурги никогда не отмечают этот праздник», – признался заведующий хирургическим отделением для детей раннего возраста ДРКБ, детский хирург Андрей Подшивалин.
Андрей Александрович оперирует самых маленьких детей, от рождения до 3 лет. Самым крохотным пациентом, который попал в его руки, был ребенок весом 380 граммов.
А решил Подшивалин стать врачом в 11 классе. Казанская школа №131 была без медицинского уклона, детям прививали любовь к математике и физике. Но юноша твердо решил стать доктором.
«Тем не менее, решение было принято. В плане того, хирургом быть или нет: а кем еще, если не хирургом», – пошутил Андрей Александрович.

Андрей Подшивалин: «Оперируем очень тонкими инструментами. Возможно, этому способствует мое детство – мы все делали своими руками, занимались выжиганием и вырезанием из дерева»
Фото: © Салават Камалетдинов / ИА «Татар-информ»
Решение оперировать именно новорожденных, Андрей Подшивалин назвал волей случая.
«Когда принимали на работу освободилось место в этом отделении. Поскольку тогда укомплектованность штата была большая, то так получилось, что я начал работать здесь», – рассказал врач.
Андрей Александрович, довольно высокий и крупный мужчина, очень сложно представить, как он оперирует самых крохотных пациентов.
«Несмотря на мои большие размеры, оперируем очень тонкими инструментами. Возможно, этому способствует мое детство, в котором не было таких игрушек как сейчас – мы все делали своими руками, занимались с друзьями выжиганием по дереву и вырезанием из дерева», – рассказал доктор.
Мануальные навыки, выработанные в детстве, помогают хирургу в операционной. Он одинаково хорошо работает правой и левой рукой.
По словам Андрея Александровича, отделение, в котором он работает, достаточно сложное. На операционный стол попадают недоношенные дети, случается, что спасти их невозможно, особенно если весят они меньше 600 граммов.
Новорожденных детей Татарстана оперируют только в Детской республиканской клинической больнице, в кардиохирургии у Дениса Петрушенко или в отделении Подшивалина, которое создали в 2009 году специально, чтобы сосредоточить тяжелых новорожденных в одном месте. Сейчас это отделение одно из ведущих в России.
«У нас лежат пациенты с патологией брюшной полости, грудной клетки, дети с опухолями, и нейрохирургические пациенты», – перечислил врач.
Андрей Александрович рассказал, что, когда к нему приходят его повзрослевшие пациенты, он их не узнает, ведь, когда он их оперировал, они были совсем крохами. Некоторые из его пациентов сейчас учатся в школах олимпийского резерва – от сложнейших операций, которые Андрей Подшивалин выполнил 16-18 лет назад, не осталось и следа.
«Неудачи в практике хирурга»
«У каждого хирурга есть свое кладбище. С этим ничего не сделаешь», – констатировал доктор.
Не все и не всегда могут решить хирург или реаниматолог. Случается, спасти пациента невозможно. При диафрагмальной грыже – внутриутробной патологии, когда легкое сдавливается кишечником и не развивается – хирург может сформировать диафрагму разными способами, но быстро расправить легкое после операции реаниматологам и хирургам зачастую не удается. Тогда ребенок погибает из-за того, что его легкие не могут наполниться воздухом, даже несмотря на то, что сама операция выполнена идеально и работа реаниматологов безупречна.
Каждый хирург должен помнить об этом, считает Андрей Александрович.
«Очень важно в периоде новорожденности правильно и точно выполнить первое оперативное лечение. От того как хирург сделает оперативное лечение зависит развитие всего заболевания», – этому правилу хирург Подшивалин всегда учит молодых докторов.
Волнения перед операцией нет, переживания – сразу ошибка
Волнения перед заходом в операционную нет, признался Андрей Александрович. Но несмотря на двадцатилетний опыт работы в ДРКБ, к некоторым операциями он до сих пор основательно готовится.
«Есть операции очень большие, с повышенным риском, допустим, торакальная операция у новорожденных детей, либо операция по удалению различного рода опухолей с массивным кровоснабжением. Я продолжаю повторять анатомию подробно для того, чтобы в голове перед операцией сложить весь ее план», – рассказал врач.
Доктор рассказал, что недавно в его отделении удалили огромную опухоль в один килограмм у малыша, который после операции весил 2,5 килограмма.
«Был пациент с синдромом короткой кишки из республики Марий Эл, они к нам обратились очень давно. У ребенка был удален практически весь кишечник, когда он к нам приехал, было всего 7 сантиметров тонкого кишечника из необходимых 1 метра 50 сантиметров, и отсутствием половины толстой кишки», – рассказал доктор.
Малыш выдержал около семи операций, сейчас ему шесть лет, внешне он не отличатся от сверстников, единственное, он получает парентеральное питание через катетер-порт, но ест ребенок практически все, растет и развивается, терапии с каждым годом становится меньше.
«Этот ребенок скорее всего будет выходить на возможную пересадку кишечника. Но мы не оставляем надежды на то, что все может закончиться благополучно, и мы снимем его с парентерального питания. Мы ждем, чтобы произошла кишечная адаптация», – рассказал Андрей Александрович.
На вопрос о любимой операции хирург отвечает, не задумываясь – атрезия пищевода. По его словам, это очень сложное, аккуратное, но благодарное хирургическое вмешательство.
Во врачебные приметы врач не верит, ритуалы тоже не соблюдает.
«Люблю в операционной тишину. Не позволяю шуметь в операционной», – поделился Андрей Подшивалин.
Свои эмоции врач оставляет за стенами операционной. Нервозность во время операции – ошибка.
Единственное правило, по словам Андрея Александровича, которое помогает быть хорошим хирургом – честность к себе, окружающим и работе.
«Не будешь лукавить – выполнишь операцию хорошо. Нет такого: не доделал, плохо сделал, оставил на потом. Ты должен это сделать – ты это сделаешь: удобно тебе, неудобно, куда-то надо бежать – не надо, голова болит – не болит», – заключил он.
От сложных операций Андрей Подшивалин отдыхает, глядя на волны – врач увлекается парусным спортом, занимается виндсерфингом.
К слову, его рабочий день всегда заканчивается в 23.00.
Подробнее: https://www.tatar-inform.ru
Фото: © Михаил Захаров / ИА «Татар-информ»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев