Сегодня интернет и соцсети - естественная среда обитания. Но поколение детей, которое не застало прежнюю эпоху без интернета, и их поведение в сети вызывают у экспертов опасения. Поколению, рожденному на заре 90-х годов, проблема суицидальных игр в соцсетях, скорее всего, чужда. Оно уже выросло, получило образование и сейчас работает.
В...
Сегодня интернет и соцсети - естественная среда обитания. Но поколение детей, которое не застало прежнюю эпоху без интернета, и их поведение в сети вызывают у экспертов опасения. Поколению, рожденному на заре 90-х годов, проблема суицидальных игр в соцсетях, скорее всего, чужда. Оно уже выросло, получило образование и сейчас работает.
В прошлом году от суицидальных игр в России погибли 800 детей, а 1 380 остались живыми, но получили увечья - физические или/и психологические. Об этом рассказала сопредседатель реготделения «Народного фронта» Гульзада Руденко вчера на круглом столе в Казанском университете.
Проректор по административной работе КФУ Андрей Хашов рассказал, как университет непосредственно столкнулся с такой проблемой. В мае 2016 года в Деревне Универсиады студентка КФУ покончила жизнь самоубийством. По словам Хашова, она состояла в соцсетях в одной из групп, «посвященных морским млекопитающим». «Собрала вещи, потерла все контакты на своих гаджетах, поднялась на крышу и сбросилась, хотя у неё полная семья: есть отец и мать», - рассказал он.
Хашов имеет в виду так называемые группы смерти «Синий кит». Ребята собирались в таких и им подобных сообществах, находили там себе кураторов. Они, в свою очередь, предлагали участникам сыграть в игру: нанести себе небольшое увечье, поцарапать руку, вырезать на коже цифру, совершить какой-нибудь экстремальный поступок прилюдно или нет, что-то найти, собрать, отнять и так далее. Главное, чтобы все это было заснято на камеру. В итоге кураторы за «пройденный квест» давали ребятам очки или баллы. А победитель соревнования удостаивался высшей награды - просьбы совершить самоубийство, за что получал ещё больше баллов. Правила игры варьируются, но у всех исход один.
В соцсетях стали появляться сообщения местных жителей, что школьники начали играть в опасную игру, больше известную как «Беги или умри». Она заключается в том, чтобы перебежать дорогу как можно ближе к едущему авто, сообщал ранее KazanFirst. Фотография школьников с предупреждением появилась в одном из крупных городских пабликов «Вконтакте». Жительница Нижнекамска пишет: «Водители будьте внимательны! Дети бегают через дорогу» (орфография и пунктуация сохранены). В местном отделе ГИБДД эту ситуацию не комментируют. Как сообщили KazanFirst в городском управлении образования, в школах во время классных часов учителя проводят беседы с детьми, рассказывая о последствиях этой игры.
Сейчас администрация «Вконтакте» удалила все сообщества, связанные с «Синим китом». Однако при желании по ключевым хэштегам и другим следам всё ещё можно выйти на эти сообщества, например, в Instagram.
«Я зарегистрировался под чужим именем в соцсети. Представился маленьким мальчиком 13-ти лет. Люди активно выкладывают хэштеги, по ним их находят так называемые кураторы. Я же начал сам через эти хэштеги искать людей-кураторов», - рассказывал член рабочей группы «Народного фронта» Александр Верин. По его словам, с ним связалась девушка. Сначала она не шла на контакт, негативно реагировала на его просьбы связать с куратором. Затем она принялась отговаривать «13-летнего мальчика», просила его подумать, спрашивала, зачем ему это надо.
«Когда мы с ней закончили диалог, на меня вышел посредник куратора. Честно говоря, я до сих пор не понимаю его роли. Он спрашивал, действительно ли я готов играть. После положительного ответа дал ссылку на самого куратора. Как ни странно, им оказалась девушка. А дальше началось общение, скажем так, с психологом-недоучкой», - рассказывал Верин.
По его словам, причина, почему дети обращаются к таким играм в соцсетях, - невнимательное отношение родителей к детям, отсутствие у них желания удовлетворить обычное детское любопытство. В то же время создатели групп отправляют ребятам специальные гиперссылки. Дети, проходя по ним, сливают кураторам практически все свои персональные данные.
Верин сообщает, что сейчас у педагогического сообщества Татарстана есть острая потребность в различных методических пособиях, памятках и в литературе. В них необходимо рассказывать основные принципы и правила защиты детей и их персональной информации. Это должно стать частью учебной программы.
Сопредседатель регштаба «Народного фронта» Игорь Бикеев посетовал на несовершенство нынешних законов. По его словам, сегодня можно привлечь к уголовной ответственности за склонение детей к самоубийству путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства. Однако «суицидальные игры» не подходят ни под одно из определений способов склонения.
В то же время есть закон, по которому запрещается детей вовлекать в бродяжничество или попрошайничество. Бикеев считает, что наступило время ввести наказание за вовлечение детей в деятельность, опасную для их жизни или здоровья.
Также он предлагает повысить ответственность самих соцсетей. Например, соцсети при регистрации пользователей должны запрашивать у них паспорта и другие документы, удостоверяющие личность. Это должно помочь правоохранительным органам выявить хозяина аккаунта и его историю пользования страничкой.
Хашов заявил, что после несчастного случая с девушкой-студенткой в Деревне Универсиады для университета теперь появилась «святая обязанность». Он имеет в виду поручение университетским учебно-исследовательским подразделениям в сфере IT-технологий выработать решение по борьбе с «суицидальными группами» в соцсетях и в интернете в целом.
Нет комментариев