Высокогорские вести

Высокогорский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
НОВОСТИ

Ильфат Камалиев: «Дубъязцы за словом в карман не лезут»

Ильфат Камалиев родился в 1973 году в селе Дубъязы Высокогорского района. 1996 году окончил Казанское театральное училище, а в 2001 году заочно Московский театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. В настоящее время работает в Казанском татарском государственном театре юного зрителя.

– Ильфат Дамирович, у меня к вам необычный вопрос. Вы любите зиму? Как на вас влияет зимняя стужа?

– Честно сказать, я люблю все времена года. С каждым годом зима становится ближе состоянию души. Стою у окошка, наблюдаю за снежной бурей. У всякой погоды есть свои прелести. Однако все же я – человек лета.

– Если встречаются два земляка, обязательно речь пойдет о родной земле. Вспоминают знакомые обоим места, узнают что-либо о людях. Знаю, односельчане гордятся вами – артистом Ильфатом Камалиевым. А вы сами гордитесь своей родной землей?

– Конечно. У нас в Дубъязах удивительные люди. Они живут в самом благоустроенном, красивом, спокойном месте для неспешной жизни в гармонии с природой. Наши деды место для села выбрали живописное. А люди, живущие здесь, отличаются и говором, и поведением. Они никогда за словом в карман не лезут, прямолинейные, говорят правду в глаза, а не болтают за спиной. Одним словом, рискованный, крепкий народ. Однажды в детстве я спросил у своей бабушки, откуда взялось название села? Она ответила, что это от слова «Төп яз». История нашей деревни связана еще и с конными казаками. Меня всегда интересовали свои корни: откуда мы, кто мы такие, почему именно так?

– А вы сами прямолинейный человек? Не потеряли дубъязский говор?

– Я человек искренний. В молодости мы бываем разными: и характером, и поведением. А с годами начинаешь жить по принципу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Когда учился в театральном училище, был очень заметен наш местный говор. Учителя всегда напоминали о произношении букв «җ», «ч». А сегодня мы стараемся говорить на литературном языке.

– Талант виден с малых лет. Как вы открыли в себе задатки артиста?

– С раннего возраста моими первыми зрителями были моя семья, родители. Я еще говорить тогда толком не мог, а повторял выступления, которые демонстрировались по телевидению. Папа с мамой с удовольствием наблюдали за мной. В школе учителя всегда говорили: «Ильфат, ты, наверное, станешь артистом». Наши учителя сами не уступали профессиональным артистам. Помню, когда учился в 3 классе, учителя вместе с учащимися поставили спектакль «Голубая шаль» Карима Тинчурина. Мне достался роль мальчикаслуги.

Наши учителя Разяп апа, Мадина апа, Винария апа, моя мама Фатыйма, Равиля апа были абыстаями. Роль ишана играл учитель физики Идрис абый. Я удивился, они играли очень хорошо. Тогда была очень красивая традиция: самодеятельные артисты одной деревни показывали концерты и спектакли зрителям соседних деревень. Мы тоже поехали в Битаман с этим спектаклем. Так начались наши гастроли. В старших классах меня заметила учительница татарского языка и литературы Радалия апа Закирова. Она учила нас не только читать и писать литературным языком, но думать и чувствовать. Такие специалисты встречаются редко, но тем больше ценны они для учеников, для жителей деревни. Я начал ходит в драмкружок, организованный ею. С Радалией апа мы поставили на сцене много спектаклей. Хочется отметить, в Дубъязской школе работали учителя – профессионалы своего дела. Они сумели раскрыть талант и возможности своих учеников, искали и находили разные методы для этого. Благодаря таким учителям я и выбрал профессию артиста. Я тогда горел на сцене, занимался творчеством. Еще играл на разных музыкальных инструментах.

– Изучали это самостоятельно?

– Да. Тогда я еще и сам толком не мог играть на гитаре, но давал уроки одноклассникам. Все ребята нашей школы стремились к творчеству. Я с малых лет мечтал организовать свою группу, ансамбль. Об этом узнал Айрат абый Усманов и помог создать такую группу. Мои друзья Марсель, Ильшат, Рамиль и я начали творить вместе. Пели популярные песни. После окончания школы каждый пошел своей дорогой, и группа распалась.

– Если не ошибаюсь, ваша мама хотела, чтобы вы выбрали профессию артиста.

– Да. Моя мама сама когда-то мечтала о сцене. И через меня хотела реализовать свою мечту. Мне было 17 лет, когда я поехал сдавать экзамены в театральное училище. Тогда главный режиссер Татарского Государственного академического театра имени Галиаскара Камала Марсель Салимджанов и режиссер Фарит Бикчантаев набирали группу. Два тура прошел на отлично. Думал, третий тур тоже пройду, однако подвела самонадеянность. Не прошел, не получился у меня этюд. От обиды даже слезы навернулись на глаза. Приехал в деревню. Мама меня успокаивает: «Не волнуйся, ведь еще есть Казанское театральное училище». По ее совету опять поехал в Казань и показался знаменитому артисту театра имени Г.Камала Шамилю Бариеву. Исполнил индийский танец, который сам же поставил. Шамиль абый смеялся до упаду. Второе задание было показать действие – принести дрова из сарая. Тогда актер мне объяснил, какую ошибку я совершил, выполняя второе задание. Только в тот момент я понял, что такое этюд. Меня взяли на второй курс училища. Отучившись полтора года, пошел служить в армию. Демобилизовавшись, вернулся в театральное училище.

– Как вы познакомились с супругой?

– С детства мечтал о творческой семье. Знал, что это такое. Моя мама дружила с семейной парой из Елабуги – Фаез абый и Илуса Бадриевы. Они жили творческой жизнью. Жаль, сегодня их уже нет в живых. Обратил внимание на свою однокурсницу Эндже. Но она тогда меня не замечала. Возможно, я сам не был настойчив. После окончания училища поехал работать в Набережные Челны. 6 лет проработал в Челнинском театре.По воле судьбы вернулся в Казань. Встретились с Эндже. Стали встречаться, вскоре она сама предложила мне быть вместе.

– Вы с женой воспитываете двух прекрасных дочерей. Они также мечтают о творческой жизни?

– Старшая дочь с детства любила сцену. Сегодня она студентка театрального училища. Вторая пока еще школьница, учится в 8 классе. Любит рисовать. Хотелось бы, чтобы она тоже занималась творчеством.

– У вас были нелюбимые роли?

– Отвечу на этот вопрос, но сначала расскажу одну историю. Когда работал в Челнинском театре, мы поставили комедию Мансура Гилязова «Дон Жуан в Балчыклы». Я играл главную роль – Дон Жуана. Как бы я ни старался, зрители не смеялись. Вообще никакой реакции не было. Поэтому и роль мне была чужда, не любил я ее. Однажды с этим же спектаклем поехали в Кукморский район. Смотрим, в зале сидят всего 3 человека. Они были родственниками одного из артистов нашей труппы.

Все же решили сыграть спектакль. У меня не было никакого настроения. Начал своими словами чтото болтать. Смотрю, зрители смеются. Продолжаю играть. Смеются. Только в тот момент я понял, как нужно играть эту роль. Дальше этот спектакль играл с большим удовольствием. Что хочу сказать, если ты осознаешь свою роль, то можно из всякой роли сыграть конфетку и так полюбить, аж на всю жизнь.

– Ильфат Дамирович, вам часто предлагают главные роли?

– В этом плане я очень счастливый человек. В спектакле «Коварство и любовь» играл Фердинанда, в постановке «Башмагым» – Галимджана. На какую бы роль меня ни утвердили, все играю, как главные. Когда работал в Челнинском театре, приходилось играть разных персонажей. Были герои с характером. Могу сказать, что в творческом плане я счастливый человек.

– И в татарских кинофильмах вы часто играете главные роли. Соглашаетесь ли вы с мнением зрителей, что в татарских фильмах артисты слишком театрализируют действия?

– Да, есть такое мнение. Но, я думаю, в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону, потому что у нас есть образец – русское кино. Приходят новые режиссеры, которые знают толк в этом. Благодаря этому качество фильмов намного улучшилось.

– Ильфат Дамирович, вы ведь сами ставили спектакли, как режиссер?

– Спектакль нашего земляка Зиннура Хуснияра «Цветок огня» на режиссуру отдали мне. Мы работали в тандеме с драматургом. И спектакль получился хороший. Сегодня мы опять мечтаем вернуть его на сцену. Режиссер – профессия, которая требует особой ответственности.

– Не хотели бы вы в будущем посвятить себя режиссуре?

– Удивительно, как вы попали в точку. Я думаю об этом. Что ни говори, а режиссура требует большого опыта. Годы идут, набирается опыт. Придет время, возьмусь за это дело.

– В Дубъязах часто бываете?

– Летом часто приезжаю в родное село, отдыхаю душой. Бываем и в родной деревне Эндже. Строим собственный дом.

– Спасибо вам за интересный разговор. Желаем вам успехов во всех ваших делах, особенно в творческой жизни.

Беседу вела Гузелия Вафина

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Комментарии

  • аватар Без имени

    0

    0

    Мама Ильфата Фатима апа была у нас классным руководителем. И папу Дамир абый хорошо знала.