Эксперты выяснили, чем опасно рафинированное подсолнечное масло
Литр подсолнечного масла может стоить меньше 100 рублей, а может в 4,5 раза дороже. Часто хозяйки дешевому маслу не доверяют, опасаясь, что там есть что-то вредное.
Наибольшее количество ужасов в Интернете обычно пишут про дешевое рафинированное масло без запаха. В него якобы при обработке попадают какие-то яды, чуть ли не бензин. Основные варианты производственных процессов таковы: если подсолнечные семечки просто отправить под пресс, то получится сыродавленое масло холодного отжима, в котором сохраняется больше витаминов. Но выход продукта получается маленьким, а себестоимость высокой.
Если зерна предварительно нагреть, то масла будет больше, это уже горячий отжим. Но и он оставляет в семечках слишком много — более половины содержащегося в них масла. Поэтому крупные производители, чтобы выжать все до последней капли, прибегают к химическим уловкам, например задействуют углеводород гексан, действительно входящий в состав бензина. Он как бы насильно выводит масло из семян. Вещество это, конечно, токсичное, потом его из масла удаляют.
Как делают рафинированное масло для жарки
Добыть масло — еще полдела. Пищевой технолог Ольга Косникова показывает, какие этапы очистки оно проходит, прежде, чем на нем можно будет готовить, ведь просто отжатое подходит разве что для салата.
Ольга Косникова, пищевой технолог: «Чтобы масло не горело на сковородке и не выделяло канцерогенов и потенциально опасных продуктов, мы его рафинируем, то есть очищаем от примесей — остатков фосфатидов. Это свободные жирные кислоты, это белки, это красящие вещества — хлорофиллы, каротиноиды и так далее».
То, что технологи называют примесями, — природные вещества, дающие маслу запах и вкус, но для жарки все это не нужно и даже вредно. Обработка многоступенчатая: горячая вода удаляет фосфолипиды, щелочь нейтрализует свободные жирные кислоты, дальше — лимонная кислота убирает остатки солей и образовавшееся мыло.
Прежде всего масло обрабатывают горячей водой. Она нужна, чтобы удалить фосфолипиды, которые во время транспортировки и хранения могут выпасть в осадок. С помощью щелочи нейтрализуют свободные жирные кислоты, которые провоцируют окислительную порчу, то есть со временем придают прогорклый, неприятный вкус и специфический запах маслу.
Ольга Косникова: «В осадке у нас будут натриевые и калиевые соли жирных кислот, более известные в быту как мыло».
Остатки мыла и щелочи выводят лимонной кислотой. Этот осадок, кстати, потом используют для изготовления мыла. Затем с помощью отбельной глины (это такой пищевой адсорбент) масло обесцвечивают, удаляют остатки фосфолипидов, белков и других примесей. Все это продлевает срок хранения готового продукта и повышает устойчивость к высоким температурам.
Чтобы совсем не осталось запахов (и натуральных, и химических), масло дезодорируют. Его разогревают до 200 градусов и впрыскивают водяной пар, раскаленный до 300–400 градусов, который вытесняет ароматические вещества.
В этот момент происходит и кое-что нежелательное — образуются вредные для сердца и сосудов трансжиры. Но сильно бояться не стоит, их тут не больше 1%. В конце масло вымораживают. Это позволяет связать и извлечь воскоподобные вещества, из-за которых продукт может помутнеть во время хранения. После всего описанного получается чистый жир, пригодный для жарки.
Это в лабораторной теории, а как дело обстоит в производственных реалиях?
Программа «Живая еда» чистоту разных масел проверила в лаборатории и узнала, сколько в наших образцах эфиров глицидола. Это токсичные вещества, которые, как показали новейшие исследования, в процессе обработки образуются во всех рафинированных маслах (не только подсолнечном).
Ян Кульманн: «Данные компоненты обладают генотоксическими и канцерогенными свойствами. Они также способны накапливаться в организме, это доказано опытами на животных».
В России нормативов по содержанию в продуктах этих веществ пока нет. В Европе лимиты уже установлены — должно быть не более 1 миллиграмма на килограмм. Несовпадение правил уже стало и причиной скандала. В прошлом году сразу в семи европейских странах запретили продавать вафельный торт известнейшего российского бренда. У нас такой продукт считают безопасным, а там — нет.
Есть претензии к рафинированному подсолнечному маслу и у диетологов
Вообще, в неочищенном виде это скорее полезный продукт. Там много витамина Е и полиненасыщенных жирных кислот, важных для сердечно-сосудистой системы. Но в результате очистки витамины, микро- и макроэлементы в значительной степени теряются, да и остающиеся жиры в сравнении с другими маслами не являются идеальным вариантом для жарки.
Чтобы это как-то исправить, селекционеры выводят новые сорта подсолнечника — высокоолеиновые. В таком масле вредных веществ при нагреве выделяется меньше, но отличается ли оно по вкусу?
Какое все-таки масло лучше выбирать — с кулинарной и медицинской точек зрения?
Во время слепой дегустации шеф-повар Антон Сальников приготовил блины с использованием масел разной цены. Самый бюджетный вариант (90 рублей за литр) сразу получил пятерку, хотя впереди еще целых три образца. Впрочем, средняя оценка по 5-балльной шкале оказалась далекой от идеала — 3,8.
Более дорогое масло — 139 рублей за литр. Повар заметил, что с ним блины не сразу отходят от сковородки, но вкус и запах готового блюда дегустаторам понравились больше. Средняя оценка — 4,4.
Самый дорогой, итальянский образец — 418 рублей за литр. Запах повару очень понравился, в жарке тоже нареканий не было. Средняя оценка — 4,3.
Инновационное высокоолеиновое масло по цене 160 рублей за литр, что ближе к средней ценовой категории. Работать с ним повару оказалось намного комфортнее — оно меньше всего горит, оно хорошо отлипает от сковороды. Средняя оценка — 4,4.
Блогер Наталья обычно заказывает фермерское краснодарское, но она согласилась протестировать четыре вида масла в разных кулинарных вариациях в течение четырех недель. Самые плохие отзывы получил образец средней цены, фаворитом здесь снова оказалось высокоолеиновое масло. Оно явно выдерживало больший нагрев, справилось даже с жаркой замороженных пельменей, хотя обычно, если их бросить на раскаленную сковородку, кухня становится похожа на поле боя.
Наталья предупредила, что переплачивать не станет, если понравившийся образец окажется самым дорогим, а отдаст предпочтение, например, первому варианту, то есть дешевому, который ничем не хуже.
В лабораторию отправили все четыре образца и еще один, заявленный как безгексановый (гексан — это токсичный растворитель, который применяют для увеличения отдачи масла из семечек). Следов этого химиката действительно не обнаружилось, как и в остальных исследованных маслах.
Но есть и плохие новости. Содержание потенциально канцерогенных эфиров глицидола во всех маслах, кроме высокоолеинового и безгексанового, было близким к тому пределу, который установлен в Европе как опасный (в России нормативов по этому показателю просто не существует).
Вывод: если вам удастся найти высокоолеиновое подсолнечное масло (именно оно стало итоговым фаворитом тестов), то можно попробовать, стоит оно не так дорого, это несомненная золотая середина. Обычное же рафинированное подсолнечное масло, если вам дорого здоровье, лучше не употреблять в ежедневном режиме. Там и эфиры глицидола, и вдобавок нездорово смещен в сторону омега-6 баланс полиненасыщенных жирных кислот.
Лучше поддерживать разнообразие и использовать не один вид масла, а несколько, а также жарить нечасто и не лить на сковороду слишком много, ведь это убийственные калории.
Источник: НТВ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев