Детский буллинг: помогать надо не только жертве, но и агрессору
Советы для родителей, как реагировать на школьную травлю и как ее не допустить.
В Татарстане запустили новый проект «Родительское собрание». Планируется, что это будет цикл встреч с родителями, педагогами, экспертами и представителями власти на горячие темы. В День защиты детей обсудили, что такое культура безопасности в школе, как предотвратить конфликты между одноклассниками и как родитель может помочь ребенку, оказавшемуся жертвой буллинга.
Родитель должен научить ребенка обращаться за помощью
Буллинг — это слово, которое сегодня знают все родители, отметила заместитель Премьер-министра Татарстана Лейла Фазлеева. У него есть определение и в русском языке — травля, слово жесткое и неприятное.
Главная цель буллинга — заставить жертву испытывать крайне негативные эмоции: переживать, грустить, отчаиваться, отметила Эльвира Башлай, педагог-психолог, общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в Татарстане.
Дети могут на протяжении длительного времени терпеть оскорбления, унижения, насилие, пренебрежение, быть изгоями, поэтому важно научить ребенка обращаться за помощью. Ее ребенок может получить у любого взрослого, которому доверяет — родитель, опекун, классный руководитель, школьный психолог и др. Надо объяснить ребенку, что надо просить помощи при первых же нападках сверстников, нельзя терпеть унижения и дожидаться физического насилия.
С первого класса ребенок должен знать, где находится кабинет психолога. Расскажите ему, что это за специалист и с какими проблемами к нему можно прийти.
«Хорошо бы, если бы каждый ребенок знал телефон доверия — 8-800-2000-122. Пожалуйста, звоните, наши психологи всегда помогут. Они не только позволят ребенку выговориться, но и дадут методики, как действовать в сложной ситуации, если это, например, буллинг», — рассказала замминистра молодежи Татарстана Алла Кондратьева.
В Казани работает психологический центр «Доверие», который готов бесплатно оказать социальную, психологическую и юридическую помощь молодым людям от 14 до 35 лет. Связаться с ним можно через соцсети.
Как понять, что ваш ребенок подвергся насилию?
Главный «красный флаг» — ребенок становится закрытым и болезненно реагирует на вопросы о школе, избегает этой темы, не хочет идти в школу и т. д.
«Если ребенок жертва, он не рассказывает о школе, об одноклассниках, о том, как прошел день. Для родителя маркер — это то, что ребенок внезапно перестал рассказывать о школе», — рассказала психолог Эльвира Башлай.
Другой участник беседы, советник ректора Университета управления «ТИСБИ» Валентина Парубина обратила внимание, что травле часто подвергаются дети из приемных семей и дети с ОВЗ. «Возможно официальной статистики нет, но по нашему опыту, эти дети часто подвергаются буллингу, насилию, к ним всегда особенное отношение. Инклюзия в образовании перестала быть чем-то новым, замещающих семей все больше», — сказала она.
Родителям детей из этих групп риска нужно это понимать, быть на связи с классным руководителем и не ждать быстрой адаптации среди сверстников.
В помощи нуждается не только жертва буллинга, но и агрессор
То, что жертве буллинга нужна помощь — это очевидно, но в помощи нуждается и агрессор. В этом уверена педагог-психолог Эльвира Башлай.
«Мне кажется большим провалом и родителей, и системы образования то, что мы не пытаемся понять причину поступков агрессора. То ли он хочет самоутвердиться, то ли заявить о себе, то ли компенсировать эмоции от насилия дома?» — сказала она.
Агрессор так же, как жертва, избегает разговоров о школе. По наблюдениям психологов, агрессивные среди сверстников дети аналогично ведут себя дома, в семье, заметила Башлай. Сигналами могут быть вербальная агрессия, нежелание общаться с родными.
«Ребенок внутри семьи демонстрирует свое нестабильное эмоциональное состояние: реактивность, импульсивность, демонстративность», — сказала психолог. Несмотря на нежелание таких детей общаться с семьей, родителям следует быть в контакте с ребенком и его классным руководителем.
По опыту психолога Эльвиры Башлай, дети-агрессоры сами часто подвергаются насилию в семье, а их жестокость к одноклассникам — это что-то вроде защитной реакции.
Как быть, если педагоги в школе не хотят замечать буллинг?
Директор гимназии № 102 Эльмира Тахавиева считает, что ситуацию с буллингом нужно разбирать в связке родители-классный руководитель-школьный психолог-завуч. Если педагоги делают вид, что никакой травли нет, то нужно обращаться к директору, у которого больше полномочий. Если и это не помогает решить ситуацию, то есть горячая линия Управления образования Казани и Минобрнауки Татарстана.
Председатель общественной организации «Казанский центр «Достижения молодых» Ляля Бикчентаева поделилась, что чаще всего школьный буллинг случается там, где есть попустительство со стороны классного руководителя. Поэтому есть ваш ребенок столкнулся с травлей в школе имеет смысл поговорить с классным руководителем, узнать ее точку зрения на эту острую ситуацию, а если этот разговор не помог — обращаться дальше.
Родители и педагоги не должны подогревать конфликт между детьми
Первый замминистра науки и образования РТ Андрей Поминов сказал еще об одной школьной проблеме — родители сами иногда позволяют грубо общаться в чатах. Это также может спровоцировать конфликты между детьми. Председатель общественной организации
Ляля Бикчентаева отметила, что родительское собрание — это, пожалуй, единственный коллектив в жизни, который мы не выбираем. Тем не менее, нужно показать пример детям и научиться общаться друг с другом. В этом помогут совместные активности — пикники, поездки в другие города, экскурсии. Вероятно, что сплоченность родителей поможет и детям найти общий язык.
Подробнее: https://kazved.ru
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев