Андрей Кузьмин: «”Татмедиа” стало современной компанией, способной решать самые амбициозные задачи»
Экс-генеральный директор АО «ТАТМЕДИА», руководивший компанией четыре года, рассказал в интервью ИА «Татар-информ», как изменилась компания и какими проектами займется ее бывший медиаменеджер.
«Это был вызов»
Андрей Владимирович, до прихода в «Татмедиа» вы почти десять лет возглавляли пресс-службу Президента Татарстана Рустама Минниханова. Для многих было неожиданным ваше назначение. Как вы тогда восприняли это предложение?
Для меня это был вызов! Ведь я уходил со службы, которая за десять лет стала работать как отлаженный механизм. А создавали мы пресс-службу практически с нуля, два человека там всего лишь работали. Мы придумали, разработали и внедрили систему взаимодействия первого лица и СМИ. Заложенные тогда методы и принципы до сих пор сохранились. Сейчас все пользуются тем, что делает пресс-служба Президента: материалами, фото- и видеоинформацией.
Там сейчас работают ребята, которые это все «упаковывают» в нужном виде, и Рустам Нургалиевич, не отвлекаясь от основной работы на общение с прессой, остается довольно открыт. Он в свое время одним из первых начал работать с соцсетями, выставлять фото в Instagram. Он без посредников делится с людьми тем, что его впечатлило, удивило. Это очень ценно и говорит об умении нашего Президента использовать все современные модели коммуникации.
А мой переход в «Татмедиа» стал вызовом лично для меня: большой коллектив, огромная ответственность. Крупнейший медиахолдинг на информационном рынке. С одной стороны, надо было сохранить традиционные СМИ. И в то же время – четко улавливать современные тенденции. Принципы подачи, распространения и потребления информации меняются сейчас молниеносно. И еще очень серьезно стоял вопрос финансового менеджмента: «Татмедиа» – это акционерное общество и несет всю ответственность и риски перед акционером – государством в лице Минземимущества. Ведь на самом деле государство финансирует расходы «Татмедиа» примерно на четверть. Остальное приходится зарабатывать самим и перед акционерами отвечать не только за информационную составляющую, но и за финансовый вопрос.
Надо было зарабатывать деньги, иметь доходы. Это было безумно сложно сделать в условиях падающего рынка. Необходимо было выстраивать новую схему, меняться. Этим было безумно интересно заниматься.
Я благодарен нашему коллективу, редакторам и журналистам, сотрудникам АО «ТАТМЕДИА» за понимание, помощь, поддержку. Нам удалось стать командой, которая движется вперед, борется за достойное место на информационной поляне, при этом умеет обучаться, меняться и встраиваться в современную информационную среду.
Новая идеология – мобильность
Что вы можете назвать для себя главным достижением за эти четыре года?
Думаю, главное достижение – это понимание, что нельзя останавливаться на достигнутом. Ведь если раньше редакции были заточены только на написание и распространение информации через газеты, потом стали активно развиваться сайты, сейчас все более актуальными становятся социальные сети. За четыре года я объехал практически все районы, все филиалы. Нам удалось перестроить технологию работы редакций. И теперь у большинства есть понимание – с информацией нужно идти туда, где люди.
Газеты читают все меньше и меньше людей, и мы это видим. Хотя институт подписки остается и будет существовать еще длительное время, но он неизбежно падает. Потому что люди хотят получать оперативную информацию.
Поэтому мы разработали для наших изданий сайты со всеми «фишками» – фото-, видеоразделами и мобильными версиями. 67 сайтов районных, городских газет и журналов мы перевели на новую платформу. В каждой редакции есть веб-редакторы. Стали вводить в штат СММ-специалистов.
Сейчас редакции понимают, что в первую очередь они берут оперативностью, точностью и качеством контента. Надо не просто написать текст для газеты, которая выходит один-два раза в неделю, надо разместить информацию на сайте, сделать фотогалерею, смонтировать видеоматериал. Затем нужно адаптировать этот материал для соцсетей. Мы начали обучать людей создавать короткие качественные видеосюжеты, снятые на смартфоны.
Перед редакциями была поставлена задача продвигать контент на YouTube. Как, что и когда размещать – этому мы их обучили. И если три года назад в соцсетях у нас было 400 тыс. подписчиков, то на сегодняшний день их уже около 1,8 млн. Мы еженедельно мониторили рост количества посетителей на сайте и в соцсетях и параллельно оценивали качество работы.
В «Татмедиа» мы создали специальный отдел по работе с соцсетями, в который набрали молодых ребят, обладающих соответствующими компетенциями. Они проводят работу по обучению, контролю, следят за работой всех соцсетей и распространяют там необходимую информацию.
Обучение журналистов и система KPI: краеугольный камень новых медиа
Какие еще «фишки» были внедрены в работу журналистов «Татмедиа»?
Еще одна составляющая — это обучение. Мы постоянно пытались учить, привлекали федеральных и местных специалистов, проводили веб-семинары для корреспондентов, СММ-специалистов, редакторов. Проводили тренинги на повышение квалификации и собственного уровня восприятия мира, серьезные системные управленческие практики, нанимали специальные компании.
Это была серьезная статья расходов, но благодаря этому многое поменялось в головах редакторского сообщества. Они понимают, где они находятся, знают, куда идти, и понимают меру ответственности. Я думаю, что главные редактора и все журналистское сообщество будут благодарны и продолжат обучение, потому что без этого никак.
Еще один момент – это контроль. С 2017 года мы внедрили систему еженедельных видеоконференций, на которых оценивается работа редакций по нескольким критериям: тираж, подписка, количество посетителей на сайтах, количество подписчиков в соцсетях, доходная и рекламная части, контент. На каждый критерий есть четкий план.
Мы ввели три критерия оценки: если он выполняет план, то он находится в зеленой зоне, если не выполняет план чуть-чуть (до 10%) – он в желтой зоне, если недоработка превышает 10% – он в красной зоне. Если ты месяц в красной зоне, второй, третий, мы начинаем анализировать, что такое, почему. Либо завышенные обязательства взял, либо что-то не выполняет, либо что-то случилось – это предмет очень серьезного мониторинга. Ну а с теми, кто систематически не справлялся, приходилось расставаться.
Раньше редактор два раза в год приезжал на балансовые комиссии и ехал дальше работать, не задумываясь. Сейчас они в еженедельном режиме могут анализировать работу своей редакции как в контентном отношении, так и в финансовом. Это очень серьезно дисциплинировало и упростило нашу работу.
Специалисты головного подразделения тоже обучались на соответствие этим задачам и перестраивали свою работу. Потому что прежде чем перестраивать чью-то работу, нужно перестроить себя. Финансовые и бухгалтерские службы, отделы, ответственные за контент, – все заточены под современные условия работы.
Следующий этап, который должен быть произведен, – это система KPI. Нужно привязать зарплату редактора к качеству его работы. Это будет логический шаг. Когда человек заинтересован, он и работает лучше.
Также мы внедрили обмен опытом. Ежегодно все собирались на семинар, чтобы поделиться своими знаниями. Это очень сплотило редакторский корпус. Сейчас они не просто знают друг друга, а поддерживают, помогают, обмениваются опытом. Когда я говорил о том, что «Татмедиа» стала единой структурой, именно человеческие связи позволили это сделать. Это был очень хороший ход. Я думаю, дальше все это будет продолжено.
Для укрепления корпоративного духа мы ввели элементы из далекого социалистического прошлого – определение лучшего филиала по итогам года по всем показателям. Победитель получает переходящее знамя лучшего филиала «Татмедиа». И на их базе мы проводим общий сбор-семинар по обмену опытом.
Вот эти два ключевых момента: изменение структуры, психологии и мотивации работы редакции и постоянное обучение редакторов, журналистов, веб-специалистов, – это и дало свои плоды.
Эволюция «Татар-информа»: от классического информагентства до главного источника проверенной информации
«Татар-информ» за последние четыре года тоже претерпел существенные изменения. Мы создали единый сайт и единую систему распространения информации, объединили ресурсы в единый кулак с единым управлением.
Сейчас наши ребята ушли вперед и работают по-современному. Это же показывает «Медиалогия» и другие счетчики. Посмотрите, в списке той же «Медиалогии» из топ-20 изданий половина – это «Татмедиа». В первую очередь речь про «Татар-информ», который является лидером благодаря системной работе и поддержке. Серьезная команда пришла в татароязычный сегмент «Татар-информа». Благодаря тому, что мы объединили сайты, сделали единую большую редакцию, благодаря энергии управленческой команды во главе с Шамилем Садыковым теперь это совершенно другое СМИ.
Одной из последних «фишек» стал запуск нового сайта информагентства, к которому мы долго шли. И, конечно, разнообразие новостей: больше, чем у «Татар-информа», их никто не производит. И это учитывая то, что мы выдаем лишь проверенную информацию, не допуская распространения фейков.
Вы затронули статистику сайтов, их посещаемости. Расскажите об этом подробнее – какие цифры по холдингу в целом, какова их динамика за прошедшее время?
Посещаемость наших сайтов за четыре года выросла почти на 240%. Для сравнения – в декабре 2015 года показатель находился на уровне 90,4 тыс. уникальных просмотров в сутки и 2,8 млн таких просмотров в месяц. В нынешнем ноябре ежесуточно на сайты «Татмедиа» заходили более 316 тыс. «уников», в месяц это почти 9,5 млн посетителей.
На сегодняшний день с системой Яндекс.Новости у нас работают 44 сайта, с Яндекс.Дзен – 58 сайтов.
Упрек, который всегда высказывается «Татмедиа», – это падение тиражей печатных версий. Каково снижение тиражей по рынку в целом и изданий «Татмедиа» в частности?
Да, развитие интернета, изменение принципа потребления информации неизбежно сказывается на тиражах газет и журналов. Но надо четко понимать – несмотря на снижение подписки, аудитория наших изданий растет, охват влияния СМИ «Татмедиа» увеличивается – за счет увеличения посещаемости сайтов и соцсетей. Это для сведения всем злопыхателям. А что касается печатных версий, то я убежден – пока есть люди, которые привыкли получать информацию из бумажных носителей, газеты и журналы будут существовать.
Если говорить о цифрах – в целом по России снижение подписки идет на 10–15%. За последние четыре года у нас снижение не превышало 4-5% в год.
И в последние годы мы стали заниматься развитием альтернативной подписки. Такая подписка дешевле для людей, потому что сейчас, например, подписная цена газеты составляет 800 рублей, и около 400–500 рублей из них приходится на долю почты.
А мы предлагали ее оформить за 400–450 рублей, но при этом газету или журнал нужно забирать из пункта выдачи самостоятельно. Сейчас этот процесс уже систематизирован, и около 30% подписки приходится на «альтернативку». За счет альтернативной подписки, гибкой системы продвижения мы не допустили обвального падения подписки. Она уменьшилась, но не резко.
Конечно, есть необходимость развивать розничные продажи. Это очень сложно идет – газетные киоски были практически все закрыты. Я думаю, в этом направлении будут какие-то прорывы. И это вызов уже для нового руководителя.
«Телевизор останется в нашей жизни, несмотря на развитие интернета»
Расскажите про работу проекта «Татарстан-24»?
Это был наш серьезный проект, который спас районные телеканалы и сейчас активно развивается. Рустам Нургалиевич выделил дополнительные средства на модернизацию муниципальных каналов, потому там что работали на оборудовании, которому уже 10–15 лет. Сейчас начался процесс его обновления, и у «Татарстана-24» кардинально улучшится качество картинки, которое в ближайшее время смогут оценить зрители.
Безусловно, мы готовимся к конкурсу на право вещания на 22-й кнопке, и надеюсь, что победим во всех крупных городах республики.
Практически перед вашим уходом филиалы «Татмедиа» при поддержке Президента Татарстана обновили автопарк. Можно об этом подробнее?
Да, за последние три года мы обновили не только автомобили, но и компьютерную и телевизионную технику. Благодаря поддержке Рустама Нургалиевича мы обновили компьютерный парк. В 2018 году в редакциях заменили 50–60% компьютеров: для филиалов приобрели 458 комплектов офисных рабочих станций, 41 комплект верстальных компьютеров, 338 модулей памяти, 90 планшетов, более 1,6 тыс. лицензий операционных систем и офисных программ. Цена этой необходимой модернизации – 51,7 млн рублей. Все это дало мощный толчок развитию местных СМИ республики.
Безусловно, этому предшествовала серьезная лоббистская работа бывшего руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айрата Ринатовича Зарипова и руководителя Аппарата Президента РТ, председателя Совета директоров АО «ТАТМЕДИА» Асгата Ахметовича Сафарова.
Более того, благодаря их стараниям мы получили дополнительные средства на повышение заработной платы. Особенно подняли заработную плату в районах. Сейчас она в среднем составляет около 30 тыс. рублей. Раньше они получали по 14–18 тыс. рублей. Нас за это очень критиковали. В итоге наши власти пошли навстречу, и благодаря Президенту РТ ситуация улучшилась.
О планах на будущее: «Хочу заняться творчеством»
С какими чувствами покидаете свой пост? Уже есть какие-то конкретные планы?
Пришла новая команда, которая ставит новые цели. И мне хочется новых горизонтов. Мне интересно поработать творчески. За прошедший год я вернулся в журналистику и стал вести свою программу «Интервью без галстука». И я сейчас больше внимания смогу уделять этому.
Будете создавать свою медиаплатформу – телепрограмму или федеральный информационный ресурс?
Посмотрим. Есть мысли по поводу продакшн-студии, созданию школы PR и журналистики. Я открыт для предложений, потому что на рынке сейчас очень много талантливых и интересных ребят, которые хотят продвинуться. Возможно, буду помогать продюсировать какие-то проекты, потому что у меня есть имя и наработанный опыт.
Уходя в «свободный полет», я хочу выйти из зоны комфорта, чтобы стимулировать все свои способности на создание современного продукта.
Другими словами, пока вы сосредоточитесь на программе «Интервью без галстука»?
И не только… Программа остается, и она будет идти в дальнейшем. Я рад, что меня сменяет Шамиль Садыков, которого я знаю с его первых шагов в журналистике. Можно сказать, в чем-то я был его учителем. И на протяжении всей его карьеры поддерживал и давал возможность развиваться. Особенно в последние три года, когда мы плотно сотрудничали над проектами ИА «Татар-информ».
Шамиль – абсолютно наш человек, он знает все требования и критерии работы. Он обладает уникальной энергетикой и будет двигать организацию вперед, это хороший выбор для «Татмедиа».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев