Достойную жизнь прожила Мария Александровна Егорова из поселка Бирюлинского зверосовхоза
Достойную жизнь прожила Мария Александровна Егорова. Она из поколения, которому выпали тяжелые испытания, большая ответственность за судьбу нашей Родины. В родном Высокогорском районе прошла вся ее жизнь. Родилась Мария в деревне Старая Тура в большой многодетной семье Александра и Феодосии Шигаевых. Чаще всего воспоминания возвращали ее в суровые годы Великой...
Достойную жизнь прожила Мария Александровна Егорова. Она из поколения, которому выпали тяжелые испытания, большая ответственность за судьбу нашей Родины.
В родном Высокогорском районе прошла вся ее жизнь. Родилась Мария в деревне Старая Тура в большой многодетной семье Александра и Феодосии Шигаевых. Чаще всего воспоминания возвращали ее в суровые годы Великой Отечественной войны, и она не раз рассказывала своим детям и внукам о том времени. На всю жизнь в памяти Марии Александровны сохранилось, как в деревню почтальон приносил похоронки и плакали овдовевшие женщины и осиротевшие детишки.
Война запомнилась и голодом. Приходилось есть крапиву с лебедой, собирать гнилую картошку в поле, руки скрючивались от мерзлой картошки. Выручала корова. Так и сдюжили.
- На второй год войны летом в Старую Туру привезли на стирку окровавленное обмундирование с фронта: гимнастерки, фуфайки, пилотки. Каждому дому давалось задание. Где больше женщин, туда больше и вещей на стирку. Выдавалось мыло, - рассказывала тетя Маруся.
Дело это было трудоемкое да и морально нелегкое. Вода окрашивалась кровью, а однажды в рукаве ватника обнаружили руку солдата. Одежду клали в деревянные корыта, намыливали, обливали водой, полоскали на речке, а потом сушили на пряслах. Старших сестер, Катю и Нюру, посылали рыть окопы. Такой была помощь старотуринцев фронту. Вовсе не случайно труженицей тыла считалась и молоденькая Мария.
Отец Марии Александр Тимофеевич вернулся с войны искалеченный - без пальцев на одной руке, с ямой на щеке. Но фронтовика со счетов общество не сбросило. Он был на ногах, голова работала и жизненного опыта не занимать. Район доверил ему быть председателем колхоза "Стойкий пролетарий" в своей деревне, а потом направил в Чепчуги.
Как-то мать отправила Марию навестить отца с небольшой ношей - сменкой белья и домашней едой. Лет 13-14 ей тогда было. Поезд в нужном месте не останавливался, спрыгнуть пришлось не на ровную поверхность, а на склон. Котомка отлетела в сторону, худенькая девчушка покатилась вниз, сильно ушиблась, кое-как добралась до отца. Ношу свою она отыскала с большим трудом. Дожив до глубокой старости, тетя Маруся переживала этот эпизод своего прошлого, как будто он случился совсем недавно.
Если бы сейчас были живы односельчане-ровесники, они бы могли рассказать, какой энергичной, сметливой, веселой была Мария. На вечорках и сплясать, и песню запеть ее упрашивать не приходилось. Не зря же на нее однажды обратил внимание парень из соседних Каймар Саша Егоров. Вспыхнувшее между ними чувство привело к свадьбе.
Молодые жили сначала с родителями в Каймарах, потом немного в Казани, где муж работал на оборонном заводе. Всю жизнь с большим уважением Мария Александровна говорила о своей свекрови. Вопреки расхожему образу злой и сварливой женщины, ее свекровь была мягкой, понимающей. Если и поучала, то необидно, по-доброму, жалела молоденькую неопытную еще в семейной жизни сноху. Когда у Марии украли в городе деньги, вырученные за молоко и творог, принесенные из деревни, и та боялась идти домой, свекровь, узнав об этом от соседки, кинулась в одних носках искать сноху, успокоила, пожалела ее.
Послевоенная жизнь постепенно налаживалась. От одного из своих родственников Александр Егоров узнал, что в зверосовхозе нужны работники. Да и сельская жизнь была ему милее городской. Так семья оказалась в Бирюлях. Его приняли в строительный цех, а Мария устроилась санитаркой в Бирюлинскую участковую больницу. Подрастали четверо детей.
Совхоз "Бирюлинский" к началу 60-х годов предоставил Егоровым новый финский дом с участком, который они с радостью строили, обживали. Их семья всегда славилась гостеприимством. Многочисленные родственники с обеих сторон любили приезжать в этот сосновый поселок на тихую улицу по праздникам и просто погостить денек другой.
К работе Мария Александровна всегда относилась очень ответственно. Не только убиралась в больничных палатах, но и присматривалась, как и что делают врачи и медсестры. Не раз приходилось быть им помощницей. Она умело оказывала первую помощь обратившимся в больницу, чем заслуживала похвалы медиков.
Самым тяжелым испытанием для нее стала смерть любимого мужа. В 38 лет она осталась вдовой. Два сына и две дочери к этому времени еще не были самостоятельными. Мария находилась на грани между жизнью и смертью. Силы покинули ее, и она буквально таяла на глазах. Спасение пришло от родного брата. Он, военный, взял ситуацию под контроль, достал сестре путевку в санаторий, чтобы она смогла подлечиться и укрепить нервную систему.
Жизнь без главы семьи была несладкой. Хочешь - не хочешь, но пришлось Марии Александровне главную роль взять на себя. Сыновья и дочери взрослели, все работали. В конце 70-х Марию Егорову перевели на должность младшей медсестры по уходу за больными. Главврач всегда отмечала на собраниях ее старательность, честность, добросовестность, а пациенты радовались, если дежурила именно она. Когда Мария Александровна стала пенсионеркой, попросили ее еще немного поработать.
Выйдя на пенсию, Мария Александровна полностью посвятила себя дому, помогала старшей дочери, заботилась о внучке и до последних своих дней была центром притяжения для большой родни. Из восьмерых братьев и сестер Шигаевых именно ей выпало прожить дольше всех. Она знала немало народных песен и при случае с удовольствием пела их, в дни больших православных праздников дарила особое настроение гостям дома и своей семье знанием стихотворений религиозного содержания. Через всю жизнь пронесла дружбу с теми, с кем была дружна в молодости.
Последним значимым событием в жизни этой доброй женщины стал всенародный праздник 70-летия Победы. Бирюлинское сельское поселение пригласило ветеранов поселка на торжественный митинг. Труженикам тыла отвели самые почетные места. Они смогли пообщаться перед началом красочного торжества и потом, за праздничным столом. Большую радость доставил подарок от президента. В эти дни и Мария Егорова, и ее ровесники-друзья действительно почувствовали себя поколением победителей.
- О победе мы узнали от посыльного из Высокой Горы. Все жители деревни побежали к сельсовету. Там был репродуктор. Кто радовался, кто ревел. Погибло много… - так вспоминала Мария Александровна май 1945 года.
Небольшая деревня Старая Тура не дождалась Берсановых - Александра, Егора, Николая, Сурковых - Василия, Григория, Семена, Петра, Серебрякова Ивана, Тихонова Григория и многих других.
Восемьдесят шесть лет отмерила судьба этой простой скромной женщине - труженице, матери. Прошло сорок дней, как ее не стало. Жизнь продолжается без нее, но тот, кого любят и ценят, не умирает. Ростки Марии Егоровой - дети, внуки, правнуки да и все другие родственники - с благодарностью и уважением будут хранить и передавать новым поколениям память о ней.
На таких людях держится земля. За стойкость и жизнелюбие, умение прощать наши ошибки и щедро дарить свою любовь близким мы бесконечно благодарны старшему поколению. Мария Александровна Егорова была его достойным представителем.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев