Дети войны много пережили... Они знали, что надо любить труд
– Мой отец Гизатдин Имамутдинович, 1902 года рождения, родился в селе Денис Шанталинского района Куйбышевской области. Мать, Минзада Зиннатулловна, 1906 года рождения, тоже из этого села. Они поженились в 1926 году.
- Работали в колхозе на разных работах. Мама рассказывала, что работали за трудодни, на трудодни давали немного зерна. Если не выполняешь минимум трудодня в год, то за работу не платили. В те годы у нас жизнь была очень тяжелая, и родители по приглашению односельчан, которые уехали раньше, решили переехать в Таджикистан в поисках лучшей жизни. Приехав в Таджикистан, поселились в поселке Сырдарьинский, расположенном на железнодорожной станции Сырдарьинский Среднеазиатской железной дороги. К тому времени в семье уже было трое детей – мой брат Сахабутдин, 1927 года рождения, и сестры Рахиля и Хатима. Сестры умерли во время переезда в Узбекистан от дифтерии. Родители их похоронили в лесном массиве по пути следования, – начала свой рассказ Рахима апа Зифарова.
Родилась я в поселке Сырдарьинский в 1944 году. На новом месте в Ташкентской области родители работали на ватных плантациях. Я хорошо помнит это время. Меня брали в поле, я сидела на спине у матери в специальном приспособлении (мешке). Там в поле работали казахи, они выращивали кукурузу. Отец работал и у них по найму, ему за работу платили кукурузной мукой.
Там было очень много наших односельчан, мы с ними общались, жили дружно. Жизнь и во время войны и после была не из легких. Отец вставал в очередь за кукурузным хлебом, хлеб давали по количеству членов семьи. В Узбекистане лесов нет, сложно было с топливом. В поле собирали кизяк и топили им печь. Тогда паровозы работали на угле, на станции они выгружали шлак. Мы с матерью часто ходили на станцию, среди шлака откапывали оставшиеся куски угля и несли домой. Так кормились и обогревались.
Отец плохо слышал, поэтому его на фронт не призвали. Брата Сахабутдина в 17 лет призвали на фронт. После войны он 6 лет служил в Москве, в 1951 году вернулся к родителям. Брат устроился на работу в военизированную охрану. О его боевых наградах не знаю, у нас сохранилась только его фотография 1948 года во время службы в Москве.
В 1950 году родители подняли новый дом из самодельного кирпича, который изготовили сами из кизяка и глины.
Помню, после окончания войны через нашу станцию долго еще шли эшелоны с солдатами, которые ехали в родные края. Мне было около 4 лет, помню мы их провожали, махали руками, они в ответ улыбались и нам тоже махали.
В поселке я окончила 11 классов. В старших классах нас учили профессии старшей пионервожатой. Когда училась в 11 классе, умерла мама. Очень хотела учиться дальше, но не смогла. Папа сказал, что пенсия у него очень маленькая, что содержать меня не сможет, что мне надо работать. Пенсию тогда платили 12 рублей, позже – 18 рублей. Меня по направлению комитета комсомола приняли на работу старшей пионервожатой в поселковую школу и воспитателем группы продленного дня.
В 1965 году я вышла замуж. Мой муж Шаукат работал на шахте в Шурабе. После меня перевели лаборантом в школу, через некоторое время назначили заместителем директора по хозяйственной части.
Мы с мужем Шаукатом в 1994 году приехали в Алан-Бексер. Колхоз нам выделил дом. Шаукат в колхозе стал работать электриком, я в Алан-Бексерской школе завхозом. Мы трудились на совесть, Шаукат неоднократно награждался почетными грамотами, он также награжден медалью «Ветеран труда». Я и сама в 1984 году была награждена медалью «Ветеран труда». Трудолюбие и старание спасли нас от голодной смерти во время войны и после войны.
Наши сыновья Ильхам (1966 г.) и Вильдан (1972 г.) родились в поселке Шураб. С 1987 года они оба живут в Татарстан. Ильхам долгие годы работал мраморщиком, а Вильдан окончил КФУ и работает экономистом. Их дети получают образование в техникумах и высших учебных заведениях, работают.
Шаукат ушел из жизни в 2001 году. С мужем мы прожили 56 лет, жили дружно, семья у нас была крепкая. Вырастили двоих сыновей, дали им образование, помогли поднять на ноги внуков.
В настоящее время живу одна, живу в достатке. Дети и внуки часто меня навещают, помогают в домашних делах. Внуков мы учим, чтоб любили жизнь, учились, получали профессии, и трудились на совесть. Это самое главное в жизни!
Фото: Рахима апа Зифарова с братом Сихабутдином и его женой. 1948 год.
Наиль Калимуллин
Алан-Бексер
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев