Высокогорские вести
  • Рус Тат
  • Край родной, как много ты скрываешь тайн!

    Первый музейный форум юных краеведов Республики Татарстан прошел в Высокогорской общеобразовательной школе № 1. Организатором этого мероприятия выступил районный отдел образования. Приняли участие в форуме краеведы, экскурсоводы школьных музеев и музейных уголков не только нашего района, но и учащиеся Казанской гимназии № 37 Авиастроительного района. Открывая музейный форум, заместитель начальника...

    Первый музейный форум юных краеведов Республики Татарстан прошел в Высокогорской общеобразовательной школе № 1. Организатором этого мероприятия выступил районный отдел образования. Приняли участие в форуме краеведы, экскурсоводы школьных музеев и музейных уголков не только нашего района, но и учащиеся Казанской гимназии № 37 Авиастроительного района. Открывая музейный форум, заместитель начальника районного отдела образования Лилия Шеваловская отметила значимость подобных встреч.

    Невозможно передать словами, сколько интересного находится вокруг каждого из нас. Что может быть увлекательнее, чем окунаться в историю родного края - деревни или села, где живешь, встречаться с первыми преподавателями местной школы, записывать воспоминания старожилов о былых временах, создавать экспозиции, в которых на главном месте вещи, принадлежащие знаменитым землякам… Полезно было послушать директора регионального центра "Благая весть" Владимира Демидова, который с увлечением рассказал о работе, проводимой совместно с институтом истории. Для нашего района эти исследования имеют большое значение, ведь уже сейчас разрабатываются три туристических маршрута, проходящих по территории Высокой Горы: "Алатская дорога", берущая начало в Савиново и повествующая о дорогах золотоордынского периода; "Дворянское гнездо" - история сел района и тех деятелей, которые вели просветительскую работу на селе; "Каменная мельница" - где речь будет идти о значимости Голубых озер для нашего края.

    - Значение краеведения высоко, - подчеркнул он. - Каждый хочет знать историю своего села, места, где он живет. И не все понимают, насколько труд краеведа тяжелый, кропотливый.

    Исследовательской работой родного края в той или иной мере занимаются во всех школах. Где-то основной акцент делается на музей Боевой славы, где-то больше занимаются изучением истории своей местности, поднимают архивные записи, прослеживают жизнь земляков-просветителей, которые много сил отдавали обучению крестьянских детей, занимались вопросами здравоохранения.

    Усадьба Баратынских

    Сразу несколько школ посвятили свои изыскания семье Баратынских, имевших усадьбы в Каймарах и Шушарах нашего района - ВСОШ № 1, Учхозская и Чернышевская. Первые изыскания учащиеся Высокогорской общеобразовательной школы № 1 в этом направлении относятся к концу 70-х годов прошлого века. Не одно поколение школьников вело исследования, записывания воспоминания старожилов о том, какими были усадьбы семьи Баратынских, что эти люди делали для местных жителей. Первые упоминания о заложении каймарской усадьбы относятся к концу XVII века. Есть версия, что жилое здание было возведено по плану архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Тогда же были заложены фруктовый сад, искусственный пруд. В гости к родственникам в Каймары наведывался и поэт Евгений Баратынский, чей юбилей будет отмечаться в 2015 году. Это сейчас в Каймарах и Шушарах живут в основном люди старшего поколения, а во времена Баратынских только в Каймарах насчитывалось 300 домов. Краеведам по крупицам удалось восстановить помещичий быт, их отношение к крестьянам. Красноречиво об этом говорят факты: Александр Николаевич Баратынский на свои деньги покупал лекарства для крестьян, его сестра Евгения Николаевна обучала детей грамоте, устраивала новогодние елки. В 1902 году в Шушарах Ксения Николаевна также организовала школу для детей, а за опытом ездила в Ясную Поляну к Льву Толстому. Беспокоила Баратынских и судьба одиноких пожилых людей, которым негде было жить, которые не были нужны родным и близким. Для них на берегу речки Каймарки была построена богадельня. К восстановлению всех этих исторических фактов учащиеся ВСОШ № 1, Учхозской и Чернышевской школ подошли ответственно, побывав в местах, где располагались усадьбы просветителей Баратынских.

    Журавлевский парк в Усадах

    Усадским школьникам не пришлось долго искать тему для краеведческих изысканий, ведь их село тоже уникально во многих отношения. Достаточно упомянуть, что не меньшую роль в развитии нашего района сыграл и помещик Николай Михайлович Журавлев, купивший поместье Усады у однофамильца русского поэта Тютчева. До сих пор в селе сохранены исторические постройки: здание Усадского спиртзавода, помещение, где сейчас находится усадский амбулаторный пункт. А в парке, заложенном помещиком Журавлевым, сегодня проходят народные гулянья, Сабантуй. В начале XIX века здесь занимались разведением коней, производством сыра и масла. Была построена мельница, торговые ряды, открыта земская школа, проведен водопровод.

    Есть в Высокогорском районе еще одно уникальное место - Седмиозерский монастырь, заложенный, как удалось установить учащимся Озерной средней школы, в 1615 году. Благодатное время для монахов закончилось в 1924 году, когда было принято решение о ликвидации монастыря. К счастью, полностью разрушить исторические здания не удалось, и сейчас монахи вернулись в свою обитель, восстанавливается былое величие монастыря. За святой водой, которая, по словам стариков, помогает исцелению, сегодня приезжают паломники со всех концов России и Татарстана. Удалось учащимся Озерной школы записать и воспоминания старожилов о строительстве в селе сначала начальной, затем семилетней школы поселка Озерный, об основании в 1905 году деревни Шигали.

    Музеи боевой славы

    Ценные исторические данные о своих родных местах отыскали краеведы Ямашурминской, Чепчуговской, Шапшинской, Большебитаманской школ. В своих выступлениях они касались не только исторического облика сел, где живут, но и того, какими они стали сегодня. Особый разговор - об экспозиции музеев Боевой славы, созданных в Ямашурминской и Чепчуговской школах, где почетные места отведены землякам - Героям Советского Союза Гильфану Батыршину и Григорию Павлову.

    Неординарный подход проявили учащиеся Шуманской школы, посчитавшие необходимым шаг за шагом восстановить хронологию родной школы. Они записали воспоминания учителей о тех, кто возглавлял Шуманскую школу с момента ее основания. Навсегда в истории останутся записи, повествующие о годах, когда здесь была пионерская дружина имени Максима Горького, о пионерских походах, школьных мероприятиях, об экскурсиях по ленинским местам.

    Сложную задачу поставили перед собой и учащиеся гимназии № 37 Авиастроительного района Казани. Знакомство со старожилами сел Караваево и Кадышево позволило им окунуться в прошлое. Сегодняшний облик мало напоминает ту деревню Караваево с храмом Смоленской иконы Божьей Матери, который был разрушен. Остановились ребята и на строительстве в 1931 году в районе Караваево Казанского авиационного завода, который внес свой вклад в победу в Великой Отечественной войне.

    Ни один доклад не был похож на другой. Чувствовалось, ребята проделали большую работу, а не просто воспользовались данными, хранящимися в архивах, музеях. Жюри, в состав которого вошли директор "Регионального Центра Благая весть" Владимир Демидов, сотрудники и руководители музеев Казани и Высокогорского краеведческого музея, представители Министерства экологии РТ было не просто определиться с призовой тройкой. Тут учитывались и объем изысканий, и новизна, и перспективность дальнейшей работы в представленном направлении. В итоге первое место было присуждено краеведам Высокогорской общеобразовательной школы № 1, второе - учащимся Ямашурминской, третье - Учхозской школы.

    Форум краеведов завершил свою работу, однако это не повод расслабляться, ведь вокруг столько интересного, еще не познанного.

    Читайте нас на Telegram-канале Высокогорские вести

    Подписывайтесь на наш Инстаграм БиектауТВ

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: