Высокогорские вести
  • Рус Тат
  • Дети-инвалиды в обычной школе?

    Образование - неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Что необходимо для адаптации инвалидов в обычной школе? На эту тему размышляет социальный педагог психолого-педагогической службы отдела образования Инсия Гилязиева. - Дети-инвалиды сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего...

    Образование - неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Что необходимо для адаптации инвалидов в обычной школе? На эту тему размышляет социальный педагог психолого-педагогической службы отдела образования Инсия Гилязиева.

    - Дети-инвалиды сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах либо обучаясь на дому. Эта практика является самой распространенной, однако этот подход на сегодняшний день устарел.

    Многие из вас уже слышали слово "инклюзия". Инклюзия - inclusion означает "содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе". В России инклюзия в образовании стала развиваться по инициативе общественных организаций. Прогрессивные родители стали требовать исполнения прав своих детей на образование. Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вводит в российское образовательное пространство понятие "инклюзивное образование". Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: "Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей". Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь закреплена на государственном уровне и гарантирует создание необходимых условий для получения качественного образования.

    Закон закрепляет не только понятие, но и ряд важных механизмов, усиливающих инклюзивный потенциал российского образования.

    Первый из них - специальные образовательные условия: это использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (тьютера), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступности в здания и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
    Второй - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    В новых Федеральных образовательных стандартах начальной и основной школы предусмотрено создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), создание индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ и одарённых детей. Учитель - золотое сечение инклюзии. Если учитель не примет эту идею и не воплотит ее в практике образования, политические требования останутся декларациями, административные решения приведут к имитации.

    Очевидна и значимость барьеров - физическая недоступность окружающей среды, например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и так далее.
    Но еще более значимыми трудностями оказываются "барьеры", возникающие во взаимоотношениях людей. Социальные барьеры не имеют внешнего выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами. Их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в сообществе родителей.

    Отношение к детям с инвалидностью является проблемой прежде всего для взрослых участников образовательного процесса, потому что нет культурной традиции в обществе, нет опыта взаимодействия и общения с такими людьми. Наличие хотя бы малого личного опыта изменяет отношение и восприятие людей с инвалидностью, рождает психологическую готовность принять их.

    Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью, - создать общий настрой и одноклассников, и учителей, и администрации школы. Если к ребенку с инвалидностью относиться как к самому обычному школьнику, то такое отношение передается и учителям, и одноклассникам ребенка. Тогда и дети будут оказывать посильную помощь, и ребенок будет себя ощущать более свободно, да и отношение одноклассников к специальным архитектурным устройствам будет более уважительное, и эти приспособления дольше будут оставаться в порядке. Любая идея становится реализуемой, когда она принята обществом. Наверняка для решения этой задачи потребуется много времени.

    Вследствие неготовности школы к инклюзивному образованию неизбежны разного рода негативные последствия. Одним из них является формальное принятие ребенка с ОВЗ в школу, а потом старательное желание "вывести" его на домашнее обучение. Сегодня каждый третий ребенок с ОВЗ, обучающийся в массовой школе, получает образование на дому, что никак не способствует получению качественного образования и достижению целей его включения в сообщество сверстников.

    Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями.

    В современных условиях неготовности школ далеко не каждый ребенок может обучаться в условиях инклюзивного образования. Возможно такое, что ученик по причине своих интеллектуальных характеристик не сможет освоить массовую программу, даже при условии её адаптации. Тогда по решению школьного консилиума или ПМПК возможно рассматривать вопрос о переходе ученика в другую школу, которая реализует специальную программу обучения. Большую роль в этом вопросе играют родители, их мнение и желание обучать своего ребенка в той или иной школе.

    Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии.

    Нам хотелось бы, чтобы таких школ было больше. Для ребенка-инвалида обучение в школе - способ вырваться из изоляции, доказать, что он такой же, как и все. А для "обычных" детей - возможность понять и изменить существующее мнение об инвалидах, научиться уважать их и считать равными себе людьми.

    Читайте нас на Telegram-канале Высокогорские вести

    Подписывайтесь на наш Инстаграм БиектауТВ

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: