Высокогорские вести

Высокогорский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
НОВОСТИ

Специалисты Центра «Эмет» реализуют технологию «Дворовые игры как средство самоорганизации личности»

Мало кто из современных детей знает, что такое дворовые игры, какими они были в советское время. Поэтому в настоящее время редко, когда во дворах можно увидеть играющих детей, выросло уже поколение, для которого название игр «Вышибалы», «Разрывные цепи», «Штандер», «Выручалочки» ни с чем не ассоциируются.

Во многом забылись эти игры и взрослыми. А ведь ещё буквально три десятилетия назад дворовая игра была основным занятием и способом социализации подрастающего поколения. Более того, именно этот пласт являлся благодатной почвой для развития большинства известных спортсменов советского периода.

Начиная с 90-х годов под давлением ряда социально-психологических факторов, в короткий исторический период именно этот культурный слой подвергся жесткой редукции, исчезнув из жизни современных детей, потому что те, которым теперь уже по 20–30 лет, знание этого опыта не могут передать следующим поколениям. Объективной реальностью нашего времени остро стала проблема безопасности детей во дворах: уличный травматизм, угрозы со стороны автотранспорта, движущегося по двору.

В дворовых играх дети спонтанно приобретали навыки межличностного взаимодействия, причем, сценарий игры позволял нивелировать национальные и культурные отличия. В играх дети транслировали социально-культурные особенности своих семей, своего микросоциального окружения, формируя в процессе игры интеграцию культур в самосознании ребенка.

В прошлом самоорганизующаяся игровая деятельность была неотъемлемой частью перехода ребенка от преимущественных семейных психологических приоритетов к первой в его жизни модели социальных отношений. В то время как выходу во двор каждый ребенок выносил с собой, образно говоря, образ семейных культурно-исторических традиций. И обмен этим опытом в основном происходил во дворе, непосредственно в процессе самоорганизующейся игровой деятельности. С психологических позиции дворовые игры оказалась уникальными по ряду факторов: эта единственная модель взаимодействия с миром, когда игра подстраивалась под ребенка, а ребенок – под игру. Ребенок принимал сам все решения, связанные с игрой: определял степень участия, выбирал роль, производил оценку результата, был активным участником всех этапов игровой деятельности. Совместное участие в самоорганизующейся игровой деятельности становилось более значимым психологическим фактом, нежели национальные, материально зависимые и иные характеристики.

Не преуменьшая роль семьи, тем не менее, можно утверждать, что семейный опыт не давал ребенку адекватно оценивать собственные возможности в выборе маршрута самореализации, и двор являлся комплементарной средой, дававшей возможности ребенку развиваться в психологическом плане. Здесь в рамках игры осуществлялись многофакторные коммуникации, формировались представления о роли оппонента, о способности переживать проигрыш и выигрыш, о возможной роли детей в контексте игры, о формировании команды, взаимоотношений в контексте игры и другое. Особую роль в дворовых играх исполнял фактор самоорганизации, включающий в себя свободу выбора при отсутствии элемента прямого и повышенного принуждения.

Реклама

Ребенок впервые сам формировал свой способ действий и приобретал в игре навыки решения сложных действий, переживания проигрыша и выигрыша, необходимость выработки стиля конформности к другим и независимости выбора в групповых процессах – выбора участия. Все эти степени выбора свободы позволяли ребенку сохранить приоритеты семьи, усвоенные им ранее и приобрести опыт иных семейных систем, создав принципиально более высокий уровень социально-психологической интеграции. Интериоризация опыта, полученного в процессе самоорганизующейся игровой деятельности, может рассматриваться как прививка толерантности, отсутствие которой сложно восполнить иными сегментами воспитательного процесса.

Специалисты Центра «Эмет» в течение ряда лет успешно реализуют в летний период на социальных участках технологию «Дворовые игры как средство самоорганизации личности». Дети с интересом включаются в игровой процесс, знакомятся с новыми для себя забавами, учатся находить общий язык с другими детьми.

Жиляев А.Г., доктор мед. наук

Палачева Т.И., канд. психол. наук, психолог Комплексного центра социального обслуживания населения «Эмет»

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести

 

Реклама

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

2
X