Высокогорские вести
  • Рус Тат
  • 2017 год объявлен Духовным управлением мусульман годом нашего соотечественника - Галимджана Баруди

    11 января состоялся первый в этом году Пленум ДУМ РТ. На нем было решено объявить 2017 год «Годом Галимджана Баруди». В феврале этого года исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося российского татарского ученого-богослова, религиозного и общественного деятеля, педагога, основателя новометодного медресе «Мухаммадия», редактора богословского журнала "Ад-дин ва аль-адаб", муфтия...

    11 января состоялся первый в этом году Пленум ДУМ РТ. На нем было решено объявить 2017 год «Годом Галимджана Баруди».
    В феврале этого года исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося российского татарского ученого-богослова, религиозного и общественного деятеля, педагога, основателя новометодного медресе «Мухаммадия», редактора богословского журнала "Ад-дин ва аль-адаб", муфтия Галимджана Баруди (1857-1921).
    Баруди Галимджан Мухамметзянович (настоящая фамилия Галиев) родился 2 февраля 1857 года в д. Малые Ковали Казанского уезда (ныне Высокогорского района РТ). Некоторые источники указывают на другое место рождения - д. Чувашлы того же уезда. Разночтение объясняется тем, что он был официально причислен к Чувашлинскому сельскому обществу по месту проживания своего отца, появился же на свет и был записан в метрическую книгу на родине матери - в Малых Ковалях.
    Галимджан Баруди с детства проявил себя способным учеником: уже в 1862 году его приняли в медресе Касимия. Здесь он получил начальное образование, много читал, изучал науки, пробовал себя в преподавательской деятельности. Успехи были столь основательны, что по окончании 4-летнего курса медресе Г. Баруди уже самому доверили обучение шакирдов-первогодок. Отец решает дать ему высшее теософское образование и отправляет в 1875 году на учебу в Бухару, где Баруди изучал Шариат, математику, религиозные предметы, но его не удовлетворял процесс обучения, и он вернулся в Казань.
    Его назначили имамом казанской мечети. Затем он женился. Баруди стал основателем медресе Мухаммадия, которое стало элитным мусульманским учебным заведением России. Здесь он ввел новые предметы, из-за нехватки учебников стал автором нескольких книг: азбуки на турецком языке, учебника по арабскому и татарскому языкам и арифметике.
    Казанские консерваторы пытались подорвать реформаторскую деятельность молодого ученого, обвиняли Баруди в искажении основ ислама. Молодой преподаватель выступил издателем литературно-религиозного журнала, на страницах которого шла острая полемика по вопросам религии и педагогики. Просветитель пытался донести до общественности, что наука и религия взаимосвязаны и дополняют друг друга.
    По мнению Баруди, воспитание должно служить развитию в людях доброты и нравственности, способности трудиться на благо общества. Ученый хотел привлечь учеников к сознательному овладению знаниями, стремился сделать образование общедоступным. Он собирал личную библиотеку, интересовался новинками, покупал для медресе новые учебники.
    В 1920 году Баруди подарил свою обширную библиотеку, насчитывающую 4288 томов, которую начал собирать еще в середине XIX века его покойный отец, недавно образовавшейся Татарской республике. Общественный деятель был участником съезда мусульман России, был членом ЦК мусульманской партии, а в период революции стал издателем журнала, посвященного религии и воспитанию. В 1906 г. журнал закрыли, а Баруди арестовали и отправили в ссылку. В 1916 г. Баруди стал муфтием Центрального управления мусульман, избирался депутатом Миллят Меджлиси.
    Галимзян мулла буквально до последнего вздоха продолжал заниматься богоугодными делами. Он скончался в 1921 году в Москве, куда приехал, чтобы обсудить в правительстве чрезвычайные меры для оказания помощи голодающим Поволжья.

    Читайте нас на Telegram-канале Высокогорские вести

    Подписывайтесь на наш Инстаграм БиектауТВ

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: