Высокогорские вести

Высокогорский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
КУЛЬТУРА

Наброски к портрету жены известного художника

Жена художника-портретиста Хайдара Сайбаталова для многих только ею и является – женой Хайдара Сайбаталова. Впрочем, такая судьба у всех вторых половинок известных людей. Их так и называют – «жена» или «муж» той или иной значимой личности. Ифира Сайбаталова и не нуждается в огласке. Сегодня, она уже вдова, но, как прежде в ее судьбе главный человек - это супруг. Она продолжает знакомить с творчеством своего супруга, оставаясь в уютной тени.

– Мам, выходи замуж за Хайдара абый, лучше ты не найдешь» – сказала дочка.

Ифире на тот момент было 36, а Хайдару – 52. Разница в 16 лет никого не смутила.

 

Странное знакомство

Ифира Закарьевна не очень любит рассказывать о том, что было до замужества с художником Хайдаром Сайбаталовым. Родилась она в Ташкенте. Когда началась война, ее мама с детьми уехала в Башкирию. Из четырех малышей выжили двое – 1,5-годовалая Ифира и ее брат.

За плечами у Ифиры был непростой брак, развод в 26 лет и двое детей – пяти и трех с половиной лет. Когда они познакомились с Хайдаром, он был женат, но ее уже тогда до глубины души восхитило его умение видеть душу человека и передавать ее на бумаге.

– Мы познакомились через общих друзей, – рассказывает Ифира. – Хайдар увидел мою дочку, как она непосредственно сидела на диване, по-детски поджав ноги под себя. И за 5 минут нарисовал портрет. Тогда это поразило меня очень сильно.

Знакомы они были 6 лет, хотя и жили в разных городах. Когда художник приехал в Уфимскую художественную школу по делам, то попросил Ифиру встретить его с поезда и помочь с жильем.

– Я пошла встречать его на вокзал и удивилась, что он приехал один, – вспоминает хозяйка дома. – Думала, что он с женой приедет.

Обратив внимание на его не глаженную рубашку и неопрятную обувь, она поняла, что он одинок. Затем он рассказал, что уже 5 лет живет один, в мастерской. А потом добавил: «Я приехал на тебе жениться». Ифира признается, что многое в этой встрече было подготовлено ее дочкой, которая сыграла в этом браке большую роль.


 

«Ни разу он даже косо на меня не взглянул»

Первый год они жили в его мастерской, потом перебрались в Ленинград, затем много лет жили за рубежом. И все это время Ифира Закарьевна вспоминает как самое счастливое время. Даже разница в 16 лет никак не тревожила возлюбленных.

– Хайдар Сайбаталов – это такой человек, у которого нет никаких изъянов, – говорит вдова. – Мы никогда в жизни не ругались, даже косо не смотрели друг на друга.

Но, задавая вопросы про совместную жизнь, стало понятным, что было непросто, но уважение и любовь были сильнее.

На Ифире лежали все обязанности по дому, уход за мужем и организация его рабочего места. Он был ранен на войне, и жил с осколком в руке, который, конечно, тревожил его всю оставшуюся жизнь.

Она покупала специальные карандаши – именно коричневого цвета, специальную бумагу. Вела ежедневные дневники и планировала встречи. Готовила исключительно полезную еду и отвары трав. Он встречался с людьми, затем недолго разговаривал с ними, чтобы понять их мимику и характер, а потом начинал работать над портретом.

– Хайдар только рисовал, все остальное было на мне, – вспоминает она. Но в ее глазах нет обиды за это, только тепло воспоминаний.

 

Спасли искусство и философия

Ифира потеряла своего сына, который ушел очень рано. Тогда она начала рисовать тоже, чтобы унять эту боль.

– Чтобы как-то выжить, я начала рисовать. В основном пейзажи, натюрморты. Хайдар меня хвалил и говорил, что я талантливая, – с улыбкой на лице рассказывает женщина.

По всему дому расставлены статуэтки из подручных материалов, картины, вышивка. Все это и стало спасательным кругом в самые трудные моменты жизни. Посмотрев по сторонам в квартире, везде можно увидеть каллиграфические записи ручкой и карандашом «Ифира и Хайдар», «Торнаяз» – на столах и стенах, в книгах и статуэтках. Все это дышало крепкой связью, которая была между супругами.

А в 2018 году ее любимого мужа не стало.

– Он сидел дома, рисовал портрет своего прадеда, я была во дворе. Захожу, а он сидит, как будто бок у него болит, –рассказывает Ифира.

Оказалось, он упал на угол мольберта и сломал себе три ребра. И это стало началом конца. К сожалению, Хайдар Сайбаталов от травмы уже не оправился и через полгода его не стало. Ему было 95 лет.

С этого момента жизнь пошла совсем в другом русле.

 

«Когда духовные составляющие совпадают, люди не смотрят на морщины»

Так ответила Ифира Закарьевна на вопрос о разнице в возрасте. Молодая душой красивая женщина призналась, что у нее в ее 85 лет до сих пор есть поклонники, что меня, как собеседницу, не удивило. В ней горит желание жить и продолжать дело своего мужа. Было даже сложно поверить, что ей именно 85.

– Я даже подумать не могу о том, чтобы предать его, понимаете? – объясняет Ифира Закарьевна. – У меня очень много планов, которые необходимо реализовать.

А в планах у нее из дома, где они жили, в будущем, когда ее не станет, сделать музей. Сейчас она изучает документацию и хочет понять, как сделать это правильно. Но комнаты дома уже похожи на музей. Здесь и сточенные карандаши за стеклом, и медали с войны, и личные вещи. И, конечно, портреты – более 2 тысяч, которые хранятся в отдельном помещении.

– А не одиноко вам? – задала я вопрос, который в этой беседе не задать просто не могла.

– Как человек искусства может быть одиноким? – улыбнулась собеседница. – У меня есть картины, у меня есть дело. У меня есть внутренний генератор, который появился в 1976 году, когда я познакомилась с Хайдаром. У меня есть любовь и мне не может быть одиноко.

Возразить на это было сложно. Оставалось только восхищаться ее силой и желанием жить и продолжить в этой жизни творчество своего мужа.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести

 


Галерея

Оставляйте реакции

6

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев