Воспоминания о работе в сельской библиотеке
По просьбе сотрудников Центральной библиотеки своими воспоминаниями об истории библиотечного дела в Высокогорском районе поделилась Голоднова Антонина Кузьминична. В настоящее время она проживает в пос. Дербышки. "Закончив учёбу в 1951 году в Елабужском библиотечном техникуме получила направление конкретно, в село Чепчуги Высокогорского района. Годы были очень трудные: голодные, холодные, страшная...
По просьбе сотрудников Центральной библиотеки своими воспоминаниями об истории библиотечного дела в Высокогорском районе поделилась Голоднова Антонина Кузьминична. В настоящее время она проживает в пос. Дербышки.
"Закончив учёбу в 1951 году в Елабужском библиотечном техникуме получила направление конкретно, в село Чепчуги Высокогорского района. Годы были очень трудные: голодные, холодные, страшная нищета.
Дядя сделал мне из фанеры чемодан. И вот, купив билет на пароход (в те годы другого транспорта не было), я отправилась в город. Первый раз из родного дома ехала в чужие края.
Через двое суток, прибыв в Казань, повела поиски, как добраться до Высокой Горы и успела только на вечерний пригородный поезд. Еду и восхищаюсь, что кругом лес и лес. Сойдя в Высокой Горе, оказалась в лесу, среди деревьев виднелись деревянные постройки. Тишина. Никого нет, только откуда-то доносилась музыка, на звук музыки и пошла и оказалась у райисполкома. На столбе висел радиорепродуктор. Рядом была и библиотека, но оказалась закрытой - выходной. Присела на лавочку. Сижу в раздумье, и подошёл ко мне охранник, он-то и дал мне координаты, где живёт зав.библиотекой. Оказалось, что совсем рядом там стояли щитовые домики на 2 семьи, в одном из них жила Ёлкина Екатерина Ивановна.
Встретила меня очень симпатичная, ласковая женщина. Накормила, напоила и уложила спать на сундук, другого места не было. Были у неё две дочери - старшая Ольга, моя ровесница, и младшая Клара. На другой день пошла в отдел культуры. Заведующая Бадретдинова тоже очень тепло встретила, оформила нужную документацию, выдала подъёмные - 400 рублей. На них я купила первые модельные туфли, вишнёвого цвета, которые остались в моей памяти до сих пор, пришлось мне ходить в них до 3 января 1952 года, снега до этого дня не было, а мороз был жуткий, даже земля истрескалась. Другой обуви не было, а в валенках по земле не побежишь. Месяц я проработала в районной библиотеке, так как заведующая Чепчуговской библиотекой Агапова (Купцова) Анна Фёдоровна была в отпуске.
Что осталось в памяти? Деревянное здание , высокое крыльцо, поскрипывал от ветхости деревянный пол, он был не крашен. Летний сезон, и читателей было немного. Дом культуры тоже был в деревянном здании. Мальцев Борис - весёлый, с юмором, молодой человек - был культмассовиком. Среди недели крутили кино, а в воскресенье были танцы. Но что меня удивило, когда я пришла в первый раз, вкруговую стояли лавки и сидели на них одни девушки, не было молодых людей. Иногда молодёжь собиралась на железнодорожной станции, другого места для встреч не было. Месяц пролетел быстро, я уже стала привыкать к новой среде. Мне очень уютно и тепло было в семье Екатерины Ивановны. Теперь я понимаю, что их очень стесняла. Хотя у неё была проблема со слухом, но она с интересом разговаривала с читателями о прочитанном. С ней можно было на любую тему поговорить. Вечная ей память.
Когда я приехала в Чепчуги, меня встретила заведующая клубом Нина Яшина (Малашина), моя ровесница. Библиотека находилась в центре села, в деревянном здании (сейчас его уже нет), где размещались правление колхоза, сельский совет и библиотека. Площадь , наверное, метров 25. С правой стороны стояли - стеллажи, с фондом 1000 экземпляров. Барьером отгорожены от читателей, в углу голландка, которая топилась с утра , один раз, а к вечеру уже остывала. Я и сегодня удивляюсь, как я в таком холодильнике отсиживала рабочие часы. Вся простудилась. Трудностей было много и разочарований тоже. Но райком комсомола не дал мне скучать, избрав меня вожаком комсомольской организации села.
Комсомольская организация росла, появились помощники и подруги. Конечно, первыми моими надёжными помощниками были учителя, как Горбуновы Николай Тихонович, Елизавета Павловна, Сорокина Валентина Николаевна, Жаркова Нина Семёновна, Солдаткина Лилия Александровна. (К сожалению, уже никого из них нет в этом мире). Медики и другие специалисты привлекались к культмассовой работе.
Годы были молодые, горела желанием помочь людям словом, донести книгу до читателей, создать уют, оформляла тематические плакаты, стенды, книжные выставки, своевременно обрабатывала новые поступления, следила за каталогом, оформляла тематические картотеки. Активными читателями были учащиеся. Совместно со школой проводились тематические вечера, читательские конференции, громкие читки.
Любимыми слушателями были доярки. Беседы и читки велись не только по их специальности, но и о нравственности, по семейным вопросам, воспитанию детей. В летний сезон работа переносилась на полевые станы, где стояли вагончики для отдыха механизаторов. С завклубом Артемьевым Михаилом их художественно оформляли, носили периодику, вывешивали листки соревнований, ударникам вручали вымпел. Довелось поздравить комбайнера Усманова, который потом стал первым секретарем обкома партии. С активом выезжали с самодеятельностью на полевые станы, тока.
Что-то удавалось, как говорят, провести на широкую ногу, особенно интересно проходили тематические вечера о завершении сельскохозяйственных работ, поощряли ударников с участием председателя колхоза Мансура Билалова. Работу оценили, получила Почётную грамоту Президиума Верховного Совета ТАССР в 1958 году.
Фонд рос, пополнение шло из библиотечного коллектора и закупала сама в магазинах Казани и райцентра, но всё приходилось носить на своих плечах, да и здание старое. Клуб тоже был в старом деревянном доме, и решила власть использовать под культучреждение разорённую церковь. В большом приделе определили клуб, а в малом - библиотеку. Тоже старалась создать уют, но там также было холодно, одноразовое отопление не обогревало помещения.
Была и на подхвате у сельской власти: измеряла огороды, собирала налоги, вела перепись скота, яйца собирала, в выборную кампанию, кроме агитации, писала списки избирателей. Как депутат - во всех разборках: семейных и общественных, за участие в переписи населения получила Почётную грамоту, много другого всего делала. В субботниках и воскресниках, по уборке урожая, участие принимала. Закладывали с комсомольцами, у Казанки, около кладбища, сад, но, к сожалению, зайцы всё сгрызли. Что больше всего побудило оставить село, это вечный холод.
Когда коммунисты решили провести в библиотеке свое собрание, натопили, видимо, хорошо и угорели. И тут только поняли, как я работала. Но мои жалобы председатель сельсовета не слышал. В 1962 году принял фонд Артемьев Михаил Никифорович. Проработала я в библиотеке в Чепчугах с 1 сентября 1951 года по октябрь 1962 года".
Антонина Голоднова в библиотеке. Фото 50-х годов
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте нас в Telegram-канале Высокогорские вести
Нет комментариев