Высокогорские вести
  • Рус Тат
  • "ТОПКИНСКИЕ ГОРШКИ"

    Деревню Топкино постигла судьба сотен и тысяч других деревень, которых сейчас уже нет. Жители разъехались, исчезла и сама деревня. А ведь места, где когда - то было Топкино, очень живописны, красивы: широкие луга простираются до самого горизонта, непроходимые леса, которые не охватишь взглядом. Высоко - высоко в голубом небе слышится...

    Деревню Топкино постигла судьба сотен и тысяч других деревень, которых сейчас уже нет. Жители разъехались, исчезла и сама деревня. А ведь места, где когда - то было Топкино, очень живописны, красивы: широкие луга простираются до самого горизонта, непроходимые леса, которые не охватишь взглядом. Высоко - высоко в голубом небе слышится песня жаворонка. А еще там протекает тихая речушка Чачелга.
    Из источников известно, что деревня вела свою историю со второй половины XVIII века. У нее было еще и второе название - Чадолга, напоминающее название речки около нее. Люди здесь жили трудолюбивые, хозяйственные, поэтому в середине 30-х годов XX века в деревню пришла беда в виде "раскулачивания" самых крепких хозяйств. Например, большое хозяйство было у Николая и Варвары Козловых. В то время много крепких хозяйств было раскулачено потому, что издавна жители деревни занимались валянием валенок. Слава мастеров гремела во всей округе. Известными мастерами были Михаил Панфилов, Степан Карамелев, Иван Александров, Алексей Шумихин.
    У Шумихиных была частная шерстобойка, которую потом забрали в колхоз "Красная Заря".
    Шерстобойка была на конской тяге. Рядом с домом Шумихиных были построены сарай, в котором стояла шерстобойка и специальный навес. В нем находился деревянный барабан, который ремнями был соединен со шкивами шерстобойной машины. Лошадей, которых больше ни в каких работах не использовали, запрягали в упряжку, они ходили по кругу и вращали столб , который крепился к барабану. Работа была очень тяжелой. Лошадей берегли.
    Заказов было очень много. Мастера работали на заказ. Валенки заказывали не только из ближних деревень: Берли, Шуманы, Малый Починок, но и из других деревень: Дубьязы, Малый Сулабаш, Большой Субаш, Турнаяз.
    Валять валенки - дело очень трудное. Работали семьями, помогали даже дети. Родители работали, а дети учились этому сложному мастерству, чтобы продолжить династию мастеров. Валяли валенки прямо в доме, в подполе. Сначала раскладывали шерстяное полотно, соединяя края, получали шерстяную трубу. Затем катали скалкой как тесто. Придав этой массе форму сапога, насаживали на колодку определенного размера. Валяли специальными инструментами - рубцом - дощечкой с выпуклостями, пемзой соскребали лишние длинные волоски. По желанию заказчика валенки могли покрасить, украсить. Красили урзолом.
    Дом мастеров можно было узнать по специфическому запаху шерсти, который стоял не только в помещении, но и около него. Также в домах была большая влажность из-за испарения воды в чанах, где "варилась" шерсть. От гниения дома спасало только то, что они были сделаны из векового прочного леса. Мастера Шумихины, у которых была шерстобойка, валяли валенки не дома, а построили полуземлянку, где и работали.
    Деревня славилась не только валянием валенок, но и своими гончарами. За деревней на берегу Чадолги стоял небольшой сарайчик. Этот сарайчик и был мастерской гончаров. Последние мастера - гончары Прохор Копылов, Семен Павлов, Александр Котлов работали в деревне в 40-е - начале 50-х годов XX века. Это место здесь назвали "горшешня". И выбрано для мастерской оно было не случайно. Как мы знаем, для горшков необходима глина. Рядом был обрывистый берег речки почти целиком состоящий из красной глины, которую использовали для работы. Кружится, поскрипывает гончарный круг, который приводили в движение специальной педалью, и в умелых руках мастера бесформенный комок глины вытягивается, растет и превращается в незатейливую, простую посуду - горшки, крынки, кувшины, плошки. В любом доме это очень нужные в повседневной жизни вещи.
    Известно много полезных свойств глиняной посуды. Молоко, например, долго хранилось и не меняло своего вкуса именно в специальной посуде, которую в деревне называли балакири. А кроме небольшой посуды гончары делали еще и огромные двухведерные корчаги, которые необходимы для приготовления кваса и домашнего пива. После работы всегда оставалась глина. Тогда мастера не забывали и про детей: они делали им игрушки. Это были простенькие свистульки, птички и зверушки, которые доставляли детям большую радость. Поэтому горшешня была любимым местом и для детворы.

    Печь, в которой обжигали посуду, чтобы она была прочной и долго служила и радовала глаз, была здесь же, в мастерской. А в холода она еще и обогревала помещение.
    Посуду гончары делали на заказ и не только. Заказов было много, ведь в округе таким ремеслом больше никто не занимался. Горшки везли на базар. Большие базары были не только в Казани, но и в Алатах. Туда и возили продавать. Также ходили и по деревням. Всегда торговля шла бойко, потому что топкинских мастеров знали и ценили за их мастерство.
    К сожалению, это время прошло. Последние жители большой в то время деревни в 60 дворов (в 40-е годы), покинули ее в конце 70-х годов XX века. Некоторые живут в деревнях Берли и Шуман. Сегодня деревня Топкино в списке населенных пунктов Татарстана отсутствует. В специальном документе - Постановлении ГС РТ от 27.06.2001 № 869 "Об исключении из учетных данных деревни Топкино Шуманского местного самоуправления Высокогорского района Республики Татарстан" - было об этом сказано. Эти несколько строк "стерли с лица земли" родную для многих деревню. А название Топкино теперь можно услышать только в шутливом прозвище, которое до сих пор носят выходцы из некогда большой и богатой деревни, - "топкинские горшки".
    Гульсина Абдрахманова,
    учитель начальных классов Шуманской СОШ

    Читайте нас на Telegram-канале Высокогорские вести

    Подписывайтесь на наш Инстаграм БиектауТВ

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (3)
    Осталось символов:
    • 2 июля 2018 - 16:50
      Без имени
      Моя бабушка жила там у неё девичья фамилия была Шумихина.
    • 24 июня 2018 - 09:38
      Без имени
      Благодарю за статью.
    • 24 июня 2018 - 01:37
      Без имени
      Благодарю за статью. Приятно видеть фамилию моих предков не только в списках ссыльных...