Высокогорские вести
  • Рус Тат
  • Дубьязские ичиги очень любят танцоры

    С давних времен вышитые разноцветной национальной мозаикой кожаные ичиги и чувяки считались национально-художественным достоянием татарского народа. Знаменитые ичиги, о которых знали и в Париже, изготавливали не только в Арске, но и в Дубьязах. В начале прошлого столетия в селе Дубьязы было много мастеров по выделке кожи и изготовлению национальной обуви....

    С давних времен вышитые разноцветной национальной мозаикой кожаные ичиги и чувяки считались национально-художественным достоянием татарского народа. Знаменитые ичиги, о которых знали и в Париже, изготавливали не только в Арске, но и в Дубьязах.

    В начале прошлого столетия в селе Дубьязы было много мастеров по выделке кожи и изготовлению национальной обуви. В деревне Шипшик жил богатый мастеровой Сирази. Он внес огромный вклад в развитие производства национальной обуви с вышивкой национальным орнаментом. Он обеспечивал местных сапожников качественным материалом для изготовления продукции. Вышивальщицы Сирази-бая жили в деревнях Инся, Туктамыш, Суксу, Мемдель.

    После установления Советской власти в деревне Суксу была создана артель по пошиву и вышивке обуви. Она считалась самой крупной в округе. В 50-х годах в бывшем здании столовой райпо, где нынче находится торговый центр "Дубьязы", работал цех по пошиву и вышивке обуви. Тогда там было 5-6 швейных машин, столько же портных, 1-2 сапожника, 7-8 вышивальщиц. Здесь же размещались парикмахерская и фотоателье. В те годы начальником цеха был Абдулла Яушев. Затем долгие годы коллективом руководил Ибрагим Шакиров из деревни Инся. Многие сапожники приезжали сюда на работу после окончания профессионально-технических училищ Казани для людей с ограниченными физическими возможностями. Портные шили платья, жакеты, вельветовые куртки. На швейных машинах работали Марьям Сунгатуллина, Жаухария Гайнутдинова, Амина Файзуллина, Фильсина апа, Нагима апа. Обязанности заведующего складом и председателя профкома выполнял участник Великой Отечественной войны, награжденный многими орденами и медалями, Абдулла абый Абдуллин. У фабрики были своя лошадь и конюх. На лошади из Казани привозили необходимые для пошива обуви материалы и развозили их по деревням, где работали мастера.

    В 60-х годах прошлого столетия было принято решение о переносе здания Суксинской артели в Дубьязы. Это здание расположилось на пересечении улиц Ленина и Авдеевой. А на месте старого здания фабрики построили столовую. Новое здание фабрики было рассчитано на 100-150 рабочих мест. Там было 7 комнат с печным отоплением, где размещались швейный, вышивальный цеха, отдел по изготовлению подошвы, бухгалтерия, фотоателье, парикмахерская. Рядом с фабрикой было общежитие, где жили приезжавшие из соседних деревень рабочие.

    До 1965 года фабрика национальной обуви считалась одним из крупных предприятий района. В целях расширения производства были закуплены новое оборудование, грузовой автомобиль. Увеличилось число работающих. К примеру, в те годы из деревни Суксу приехали на работу Нургаян апа и Гафият абый Халиуллины, Сайда апа с дочерью Розой и сыном Ренатом и обосновались в Дубьязах. Главным бухгалтером работал Сунгат абый Лутфуллин, парикмахером и фотографом был участник войны Гилемхан абый Саттаров. В деревне первый телевизор появился на фабрике. Были установлены определенные дни, когда жителям села разрешалось смотреть в "красном уголке" телепередачи.

    В феврале 1965 года возник пожар и фабрика сгорела дотла. Часть оборудования успели вытащить из огня, его разместили в здании бывшей мечети, которое тогда служило сельским клубом. Там временно разместилась и фабрика. Летом того же года на старом месте из красного кирпича построили новое здание фабрики. Она здесь находится по сей день. Таким образом, фабрика национальной обуви вновь начала работать в прежнем режиме. После ухода на пенсию Габдуллы Яушева руководство предприятием принял Камиль Сайфуллин.

    В 1972 году была создана Арская фабрика национальной обуви. Дубьязскую фабрику присоединили к ней. Камиля Сайфуллина перевели в Арск, на его место в Дубьязы мастером назначили Ядкара Гайнутдинова из деревни Клачи Арского района. Вместе с ним в Дубьязы приехали несколько работников, которые впоследствии обосновались в нашем селе. Ядкар абый рано ушел из жизни, он трагически погиб во время деловой поездки.

    В 1973 году коллективом стала руководить выпускница техникума легкой промышленности Сабирова Фирадия. Многие годы своей жизни она посвятила этому предприятию. В те годы фабрика считалась одним из крупных предприятий села. Хочу перечислить имена тех, кто здесь долгие годы трудился. Более трех десятков лет работали Фирадия Сабирова, Фирадия Гайнутдинова, Мурфида Сибгатуллина, Люция Хисматуллина, Фарида Галявутдинова, Танзиля Назмиева, Гульсина Гайфуллина, Гузель Тухватуллина. Более двадцати лет трудились: Магсума Фахурттинова, Савия Садриева, Сююмбике Хабибуллина, Назира Абдуллина, Танзиля Галимзянова, Карима Ахтямова, Илюза Садриева, Гульзихан (не знаю фамилии), Каусария Хайрутдинова, Султания Гилязова, Гульфия Гадельшина, Илхамия Низамова и другие.

    В 90-х годах, когда многие предприятия перестали существовать, Дубьязская фабрика тоже испытала немало трудностей, была на грани закрытия. Но коллективу удалось пережить кризис, и сейчас здесь выпускают красивые ичиги, вышитые тапочки-чувяки, кожаные подушки и панно, национальные тюбетейки и много другой продукции. Фабрика живет, и ее вышивальщицы успешно продолжают вековые традиции настоящих мастеров.

    НАША СПРАВКА

    Работа цеха национальной обуви в Дубьязах оживилась после прихода сюда руководителем Ильдуса Гайнутдинова. Сначала предприятие работало как ООО "Экоскин", теперь - ООО "Сахтиян". Небольшой коллектив предприятия создает продукцию, которую можно считать настоящим шедевром. "Сахтиян" в основном работает по заказам потребителей, здесь шьют ичиги для Татарского государственного ансамбля песни и танца, хореографического ансамбля "Казань", государственной филармонии и других творческих коллективов. Несколько лет тому назад предприятие организовало выставку собственной продукции. Женщины зачарованно, с интересом рассматривали вышитые красивым татарским орнаментом сапожки из белой кожи. На ноге такая обувь сидит словно влитая.

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: