Высокогорские вести
  • Рус Тат
  • МЫ СИЛЬНЫ СВОИМИ ТРАДИЦИЯМИ

    Вопросы исламского экстремизма до сих пор казались нам далекими от стабильной жизни нашей республики. Но июльские события показали, что эта проблема актуальна и у нас. На состоявшемся на днях в районе расширенном заседании совета по взаимодействию с религиозными и общественными организациями было подчеркнуто, что общими усилиями мы сможем противостоять радикализации...

    Вопросы исламского экстремизма до сих пор казались нам далекими от стабильной жизни нашей республики. Но июльские события показали, что эта проблема актуальна и у нас. На состоявшемся на днях в районе расширенном заседании совета по взаимодействию с религиозными и общественными организациями было подчеркнуто, что общими усилиями мы сможем противостоять радикализации ислама и сохранить мир и спокойствие в регионе.
    На заседание были приглашены члены совета, руководители силовых структур, главы сельских поселений, директора школ, представители религиозных организаций - все те, кто несет ответственность за духовное и нравственное воспитание, за стабильность и порядок в населенных пунктах.
    С большой интересной лекцией "Особенности традиционного ислама. Отличительные признаки" выступил проректор по научной работе Российского исламского университета, председатель Совета улемов Духовного Управления мусульман РТ Рустам хазрат Батров. В своей лекции он ясно и доступно разъяснил участникам заседаний, что такое ваххабизм и как ему противостоять и противоречат ли татарские национальные традиции традиционному исламу, как уберечь молодежь от экстремизма и многое другое.
    "В чем трагедия современного человека? В том, что мы вознесли себя на пьедестал и стали, по сути, рабами своего эго - нафса. Мы занимаемся не духовным становлением, а лишь потворством своему эго, в том числе и через религию. Традиционная религия предписывает другой подход - если ты хочешь обрести свободу и действительно познать Бога, то ты должен отказаться от нафса, той внутренней преграды, которая отделяет тебя от Него. Послушание - это один из способов уйти от своего эгоцентризма. Мы живем в недрах потребительской культуры, где "я - пуп земли", вокруг прав и кошелька которого вращается весь мир. Человек все время натаскивается на такое мировоззрение посредством рекламы, моды, ценностей потребительской культуры. Послушание может стать неким отрезвляющим моментом. Точкой самоосвобождения. Понятно, что здесь есть другая крайность, и тогда мы видим рождение сект, движений с псевдодуховными лидерами. Потому никогда не нужно отказываться от рационализма и критического мышления", - подчеркнул Рустам хазрат Батров.
    "Традиции и обычаи - это элемент общего исламского права. Нельзя культивировать традиции в ущерб Корану и Сунне, то есть они в любом случае не должны противоречить первоисточникам. Проблема того, что под исламским "соусом" привносятся национальные обычаи других государств, существует. Она решается современными богословами. Однако еще большая проблема заключается в том, что мы потихоньку отказываемся от того пути, который провозгласил Пророк и продолжателем которого был великий имам Абу Ханифа. Это путь духовной мудрости, а не формального богословия.
    На наших глазах идет идеологическая интервенция, которая проявляется в формах так называемого ваххабизма (салафизма). И вопрос непринятия этого явления стоит не только в частных деталях - расположение рук в намазе или коротких брюках. По большому счету все это не так принципиально, как то масштабное переформатирование мышления верующих, которое порождается пресловутым ваххабизмом. Веками наш народ шел по мазхабу Абу-Ханифы, для которого была ключевой не столько формальная сторона богословия, хотя она тоже была важна, а сколько его внутреннее содержание. Сейчас же нас натаскивают на то, чтобы в первую очередь мы слепо соответствовали неким формальным критериям. И в этом плане вопрос следования традициям и обычаям надо рассматривать как часть данной дискуссии. Традиция отсылает нас к сложившемуся веками пониманию духовности. Традиция выражена как внешний аспект, но она сформировалась на основе мудрости, а не на формальных положениях. Сегодня эта мудрость утрачивается и потому для некоторых нормы традиции обесцениваются. В истории ислама всегда были два лагеря, две школы - формального богословия и духовной мудрости. Всегда они находились в противоречии между собой. По этому поводу есть хорошая татарская притча. Старый имам, посетивший одну деревню, увидел, что жители не посещают мечеть и не читают намаз. Он спросил: "Почему, люди, вы не ходите в мечеть?" Ему отвечают: "Перед походом в мечеть нужно делать омовение, для которого обязательно мытье ног, а нам это непосильно". Имам им говорит: "Да если даже вы не будете мыть ноги, приходить в мечеть можно!". И народ повалил в мечеть. Никто ноги не мыл. Через какое-то время приезжает в деревню новый имам, молодой выпускник медресе. Увидел он, что прихожане не исполняют элементарных правил ритуального омовения перед намазом и накинулся на старого имама: "Как ты смел допустить подобное?". Имам же лишь невозмутимо ответил: "Я их приучил в мечеть ходить, а теперь ты их приучи ноги мыть". С точки зрения формального богословия молодой имам был абсолютно прав. Если мы будем искать формальные далили (доказательства), оправдывающие действия старого имама, мы ничего не найдем ни в Коране, ни в Сунне. Но старый имам обладал той духовной мудростью, которая позволяла ему брать на себя ответственность и смелость, и он в результате привел людей в мечеть и к духовному спасению".
    "Нужно осознавать, что те задачи, которые ставили реформаторы-джадиды в начале ХХ века - эмансипация женщин, реформа образования и т.п., сегодня решены, отметил Рустам хазрат Батров. - Сегодня наша задача в другом - сберечь остатки своей идентичности, самобытной национальной культуры, уникальных религиозных традиций ислама. Вместо этого, мы сегодня наблюдаем в современном мусульманском мире - процессы салафизации и ваххабизации, которые, как я глубоко убежден, на самом деле являются частью процесса глобализации, только в религиозной оболочке.
    Подлинная духовность предполагает обратное, - то, что ты отказываешься от своего "я" во имя чего-то высшего - ближнего, страны, народа, и, наконец, Бога. В конечном итоге смысл духовности - увидеть присутствие Бога в мире, а этому мешает эго, которое разными способами насаждается современному человеку".
    О деятельности религиозных организаций района, проповедующих ислам, рассказал на заседании имам центральной мечети Высокогорского района Фарит хазрат Шарапов.
    - В районе действует 41 религиозная организация, исповедующая ислам, - сказал он. - Организуется учеба и взрослых, и детей, ведутся проповеди. Недавно в Чепчугах провели беседу об экстремизме, ваххабизме. Нравственному воспитанию детей способствуют летние лагеря при мечетях, которые организовали нынче в Высокой Горе, Сулабаше, Дубьязах, Айбаше и других селах. Дети постигают основы Корана, учатся арабскому письму.
    Фарит хазрат подчеркнул важность духовного воспитания в семье, ведь именно в семье ребенок приобретает такие качества, как уважение к взрослым, нравственность. Имам поблагодарил главу района Рустама Калимуллина за открытие в районе радио, которое дает возможность вести проповеди и в эфире.
    С заключительным словом выступил на заседании глава района Р.Г.Калимуллин. Он призвал активизировать усилия по нравственному и духовному воспитанию населения, укреплять наши народные традиции, что позволит противостоять различным экстремистским явлениям.
    На снимке вверху: глава района Р.Г.Калимуллин, помощник главы Г.И.Ильдарханова-Балчиклы и Рустам хазрат Батров.
    Фото автора

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: